Щемит сердце хоть кричи


(1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал чаще пропадать из дома… (11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало.


3)Наш сын… (14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки? (17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод еще в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось. (По В. Тендрякову)

Источник: neznaika.info

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Сочинения-рассуждения учеников в формате части С ЕГЭ


Авторы: ученики 10 класса: Лашина Елена,

Морозова Олеся, Кобзева Наталья

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

В работе представлены сочинения-рассуждения моих учеников, которые были выполнены в процессе подготовки к ЕГЭ. Дети пишут сочинения, делятся ими друг с другом, рецензируют работы товарищей. У них в папке-накопителе уже много таких сочинений. Представляю вниманию коллег лишь некоторые из них. Со временем этот материал будет дополнен.

Цель работы: методическая помощь учащимся при написании сочинения-рассуждения при сдаче ЕГЭ

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в соответствии с форматом части С ЕГЭ

Помочь ученику поверить в свои силы и успешно выполнить часть С

Сочинение Морозовой Олеси по тексту А. Вознесенского

Действительно ли экология культуры в опасности? И можно ли считать нас культурными людьми при поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»? На эти вопросы пытается ответить А.Вознесенский.

В своём тексте автор поднимает проблему угасания внутренней духовной среды. Он сообщает читателям об уходе «великого мыслителя» Шкловского, которого пришли проводить в последний путь люди, уважающего его. Вознесенский удивляется лавине писем, пришедших в редакцию через месяцы после смерти «мамонта культуры», главная нота которых – тревога за уходящую культуру. «Синие и белые ласточки писем… обеспокоены оскуднением культуры, в них страсть, тоска по истинным ценностям».


В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки – экологическое угасание внутренней духовной среды куда опаснее, чем внешней. В этом заключается позиция автора.

Нельзя не согласиться с мнением Вознесенского. Все мы непосредственные свидетели угасания культуры человека. Духовная смерть – самая страшная. Ведь именно культура сделала из человека человека. Мы сами себя хороним и не пытаемся что-либо предпринять.

Эти вопросы волновали писателей на протяжении столетий. Так, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (XVIII в.) показывается невежественное дворянство. Главный герой Митрофанушка не хочет учиться, а хочет жениться. Грубые Скотинины и Простаковы были так же духовно пусты, как и их сын.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» (XIX в.) мы можем незримо наблюдать за угасанием духовной культуры человека. Главный герой И.И.Обломов махнул рукой на свои совсем не глупые мечты и полностью погрузился в сон. Он не читал книги, не следил за порядком. О какой культуре здесь можно говорить? В ничего неделанье он видел спасение. И в наше время тоже есть такие Обломовы. Это говорит об обнищании внутренней культуры современного человека.

Автор не дает ответ на вопрос, есть ли рецепты решения этой проблемы. Он заставляет читателей задуматься о своей жизни. Его цель – привлечь внимание к проблеме.

Сочинение Морозовой Олеси по тексту Р. Тендрякова


Проблема отцов и детей из тех, которая встает перед человечеством вновь и вновь. Что стоит за привычным сочетанием слов? Конфликт людей разного возраста или борьба идей? Есть ли рецепт поведения в такой ситуации?

В. Тендряков изобразил героя, которого очень волнует эта «вечная» проблема. Писатель показывает нам внутреннее состояние родителей, их тревогу и боль за сына, у которого начался переходный возраст. «Щемит сердце, хоть кричи…» Родители в недоумении, ведь у них благополучная семья. Но в то же время они сочувствуют своему сыну, понимают, что «этот исключительный кризис у одних проходит незаметно, у других перерастает в трагедию». Длинные волосы, потертые джинсы, женская кофта с бубенчиками – таким стал сын. «Любая мелочь выводила его из себя». Наш герой, как и многие родители, недоумевает, глубоко переживает за сына и признает, что конфликт отцов и детей родился не вчера, но отцам всех поколений легче не стало.

Конфликт отцов и детей – вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, а важно преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояния. В этом заключается позиция автора.

Нельзя не согласиться с мнением Тендрякова. Я сама не раз была невольным свидетелем непонимания между детьми и родителями. Нередко старшее поколение изображается в произведениях тяготеющим к назидательности, а молодёжь в резкой форме отстаивает свои взгляды, которые кажутся новыми.


Так, в романе И. С, Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов критически относится к взглядам своего отца, иногда даже стыдится его. Но Николай Петрович во имя отцовской любви готов многим поступиться. Его отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном. Поэтому их конфликт не перерос в настоящее противостояние, которое можно наблюдать между Базаровым и Павлом Кирсановым.

Чаще всего родители принимают своих детей такими, какие они есть потакают во всем. Это подчас приводит к печальному финалу: избалованные дети спиваются, становятся наркоманами или попадают в тюрьму. На моих глазах развивалась трагедия семьи соседей, воспитывающих единственного сына. Слепая любовь без упреков, корректировки поступков сделала свое дело. Мальчик вырос эгоистом и грубияном. Не так давно он попал в плохую компанию и «загремел» в тюрьму. В этой семье родителям не хватило мудрости преодолеть остроту конфликта трудного возраста, который перерос в настоящее противостояние и, как следствие, в трагедию семьи.

Автор не дает ответа на вопрос, есть ли рецепт поведения при конфликте людей разного возраста. Его цель – привлечь внимание к проблеме. А каждая семья будет стремиться по-своему её преодолеть. Хочется пожелать всем родителям терпения и умения «управлять» своим ребенком.

Сочинение Лашиной Елены по тексту Д.Гранина

(Текст можно найти в пособии Сениной Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011, стр.220)


Действительно ли нравственность диктуется страхом? Неужели для верующего человека страх посильнее котлов с кипящей смолой? Можно ли достигнуть свободы, преодолев свой страх? Эти вопросы оказались в центре внимания Д.Гранина.

Автор обращает наше внимание, что учёные, исследовавшие природу страха, опирались на Библию. По их мнению, «картины ада должны удерживать от греха», «но спасает не страх кары, а вера в Бога». Верующего человека останавливает страх и стыд потерять Божью любовь. Рассуждая об обычных людях, Д.Гранин указывает, что поединки борьбы страха и отваги у каждого проходят по-своему. Одни люди отступают перед насилием, а другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. Автор обращает наше внимание, что «быть самим собою – в этом смысле человек богоподобен».

Достигнуть свободы можно, лишь преодолев страх. В этом заключается позиция автора.

Нельзя не согласиться с Д.Граниным. Нужно уметь бороться за себя, преодолевая все препятствия, а самое главное – страх. В наше время людей не пугает ни потеря Божьей любви, ни картины ада.

Пьеса А.Н.Островского «Гроза» — яркий пример борьбы человека со своими страхами. Главная героиня изменила своему мужу. Для неё это был великий грех. Катерина жаловалась Варваре, а та лишь усмехалась. Без духовной поддержки девушка нырнула в омут страха с головой и погубила себя. Я считаю, если бы Катерина преодолела свои страхи, то смогла бы обрести духовную свободу и, конечно же, жизнь.


Другой пример борьбы со страхом мы можем наблюдать в повести Карамзина «Бедная Лиза». Девушка боялась, что её бросит любимый человек. Это впоследствии и произошло. Лиза не смогла пережить потерю, не смогла преодолеть страх быть брошенной и погубила свою душу, как Катерина.

Проблема, поднятая Д.Граниным, заставила меня задуматься о природе страха. Он может быть причиной не только каких-то неудач, но даже – смерти. Поэтому каждый человек должен уметь бороться со своими страхами, чтобы жить спокойно.

Сочинение Кобзевой Натальи по тексту В.Астафьва «Гимн жизни»

(Текст можно найти в пособии Сениной Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011, стр.397)

«Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», — сказал кто-то из великих людей. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце.

В своём тексте В.Астафьев размышляет о воздействии музыки на состояние человека. Главная героиня знала, что обречена и скоро умрёт. Она хотела только смотреть, дышать и ни о чём не думать. Девушка начала сдаваться без боя. Случайно оказавшись в планетарии, она услышала «Музыку мёртвых лебедей» Чайковского. Много раз Лина сталкивалась с ней раньше, но только на пороге смерти раскрыла её смысл. Мелодия долго летела к ней, может, дольше, чем звёздный свет. Она возникла в глубине и осветила её. «Нет, не для умирающих лебедей была написана она. Музыка звёзд. Музыка вечной жизни…» В момент отчаяния, когда девушка была готова не жить, а доживать, это волшебная мелодия разбудила её.


Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь и жизнь. Жизнь вечна, как и всё живое на земле, а каждый человек – это часть жизни. В этом заключается позиция автора.

Невозможно не согласиться с Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, которые обладают уникальной способностью вселять веру и надежду в людей.

Подтверждение моей точки зрения я нахожу в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». В жизни главного героя музыка занимала особое место: именно благодаря музыке он научился верить в жизнь и мечтать. Услышав однажды дудку Иохима, мальчик открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли. Музыка наполнила жизнь слепого юноши смыслом и подарила подлинное счастье.

В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей: между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, — заставляют ребят осознать значению и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

Поистине, музыка окрыляет, одухотворяет, заставляет учащённо биться сердце, а самое главное – помогает выжить в любой ситуации. Кто любит музыку, тот любит людей.


1. Данные сочинения написаны самостоятельно учениками 10 класса МОУ «Погромская СОШ»

(1) Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромные интерес у обывателя. (2) Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.

(3) Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4) Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5) Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы четко выделяет два типа одарённых людей. (6) Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого ге­ниями от себя.

(7) Гении от природы — это Моцарт, Рафаэль, Пуш­кин, они творят так, как поют птицы: страстно, самозаб­венно, естественно, непринужденно. (8) Например, Иоган­на Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий, композитор ответил отрицательно, добавив, что главное — вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9) Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.

(10) В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего вели­чайшим оратором Древней Греции.
1) Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную негра­мотность, и поразительный Ван Гог. (12) Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, ас­троном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель — неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13) У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.

(14) Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15) Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16) Не спешите с выводами. (17) Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, — это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18) По-моему, гении от природы — своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гений от себя — вершины взлёта рационального человеческого начала. (19) Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20) И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться. (21) Так что учитесь у великих: размыш­ления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя,

а) Природа породила много гениев. Таких как Иоганн Себастьян Бах, Александр Сергеевич Пушкин, Рафаэль.

Я считаю, что главная проблема текста — то, что ка­ждому молодому человеку есть чему учиться у талант­ливых гениев. Нам надо учиться у них многим полез­ным качествам, которые им подвластны. Это «несокру­шимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний. » и ещё что-нибудь там.

б) Автор статьи эффектно обращается к важной теме, как становиться гением. Он утверждает, что есть два типа одарённых людей: одни — от природы, другие — от труда. Я бы всех поэтов назвал гениями, хотя одна часть пишет с помощью вдохновением, а другая с по­мощью своего труда.

в) В этом очерке автор поднимает несколько про­блем, но, на мой взгляд, я выбрал самую важную. Глав­ная проблема в том, как люди становятся гениями?

Талант у большинства гениев проявляется уже во всю с самого детства. Хотя встречаются примеры того, что будущего гения принимали за сумасшедшего.

г) Автор учит читателя самопознанию. Я считаю, что это трудная вещь, так как оценить себя объективно и самокритично удаётся не всегда. На мой взгляд, именно эта проблема, проблема самопознания, освещается в данном тексте автором. Познание себя через людей ве­

ликих помогает приобрести уверенность, осознать свою значимость, почувствовать может свою гениальность.

Я согласна с авторской позицией, потому что глубо­кий сравнительный анализ и размышление о жизни ве­ликих добавляют уверенности в той или иной степени, помогают выявить свои хорошие и плохие качества, уз­нать своё «я» и отчасти понять себя.

д) О талантливых людях написано и сказано немало. Читая биографию того или иного гения, мы восхищаем­ся, как такой обыкновенный в детстве человек стал звез­дой. В чём секрет гениальности? Есть ли рецепт того, как

стать гением? Может и я тоже гений, только замаскиро­ванный?

Читая очерк В. Пекелиса, кроются ответы на эти во­просы. Гений отдаёт работе всего себя до последней кап­ли крови.

(1) Щемит сердце, хоть кричи. (2) Сева — наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3) Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4) Ми­лый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5) Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6) Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной.

(7) Каждая, даже самая идеальная! (8) В ее рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9) Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10) Сева стал чаще пропадать из дома.

(11) Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12) В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, — странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13) Наш сын.

(14) Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15) Те­перь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро — всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16) И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы — праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17) Сакраментальный конфликт отцов и детей ро­дился не вчера. (18) «Я утратил всякие надежды относи­тельно будущего нашей страны, если сегодняшняя мо­лодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19) Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20) Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В. Тендрякову)

а) Автор столкнулся с проблемой взрослеющего сына и перенёс свои переживания и рассуждения на бумагу. Он переживает по поводу того, как сильно изменился сын. Произошла поразительная деградация из послушно­

го милого, ласкового, домашнего мальчика в какое-то чучело. Что это: случайность или закономерность? Всем ли родителям приходится переживать и проходить через это? На эти вопросы страстно ищет автор очерка ответы.

б) Прочитав текст, написанный В. Тендряковым, хотелось бы обязательно отметить, что проблемы, затронутые в нём, весьма важны. Тема взаимоотношений между родителей и детей волнует многих. Что когда у детей наступает переходный возраст, то родители начинают их накручивать, что им без них не прожить. Подростки хоть и психуют; но родителей всё равно любят и они им нужны. Я считаю, что можно всегда найти контракт между взрослыми и детьми.

в) Писатель В. Тендряков считает, что становление человека создаёт проблемный кризис. Все люди разные, и поэтому каждый переживает этот период по-своему. В наше сегодняшнее время молодому человеку прихо­дится преодолевать труднопреодолимые препятствия.

Часто мы не слушаем старших, а хотим иметь свою голову на плечах. Немногие подростки задумываются о том, что своим поведением они проявляют неуважение к старшим, а ведь они желают нам только всяческих благ.

г) Вечный конфликт «отцов» и «детей» родился не вчера, как говорит автор очерка. И хочем мы этого или нет, а избежать его почти невозможно. Между молоды­ми и взрослыми непонимание всегда было и будет. Мы

другие люди , и мы не можем быть фотографиями своих родителей. У нас свои взгляды, свои мнения. Просто на­до помнить про это и поддерживать нас во всех начина­ниях и жизнедеятельности.

д) Безусловно, предложенный текст вызывает интерес у читателей и всех людей. Здесь затронуты такие проблемы: проблема отцов и детей, проблема будущего страны, проблема непонимания людей.

Ихние проблемы трудно разрешить случайному человеку. Это надо делать самим спокойно и без всякого дёрганья.

(1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2) Низенький, толстенький, нос — картошкой, на голове — пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся ма­лярную кисточку. (3) У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (4) Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выгляды­вает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. (5) «Беспут­ный» — — так с ворчливой укоризной называли его пожи­лые женщины. (6) Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.

— (7) Сашка, ты бы умылся, что ли! (8) Чего ты] чумазым по улице ходишь, детей пугаешь, — — кричали женщины и сердито качали головой.

(9) Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, — любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10) Родители,

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: miyakirb.ru

Входящий контроль по русскому языку в 10 классе

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.

(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта  Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…

Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи.

2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями.

3. Выпишите грамматические основы предложений №2 и  №4.

4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

5. Из первого предложения выпишите все предлоги.

6. Укажите способ образования слова сверкающей

7. Укажите №  предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного.

8. Постройте линейную схему предложения  №3. Укажите вид подчинительной связи.

9. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитет

4) Сравнительная синтаксическая конструк­ция

5) Гипербола

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Ряды однородных членов

Входящий контроль по русскому языку в 10 классе (ключ)

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.

(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта  Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…

Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи.

Художественный стиль, повествование с элементами описания

2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями (1, 4)

3. Выпишите грамматические основы предложений №2 и  №4. (прокуратор ненавидел, всё предвещало, запах начал преследовать; расположилась когорта, заносило, кашевары начали готовить, примешивался дух)

4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

5. Из первого предложения выпишите все предлоги. (в, с, между)

6. Укажите способ образования слова сверкающей (суффиксальный)

7. Укажите №  предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного. (2,4)

8. Постройте линейную схему предложения  №3. Укажите вид подчинительной связи.

3 [ ], ( что… ), ( что…. ). (однородное)

9. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитет

4) Сравнительная синтаксическая конструк­ция

5) Гипербола

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Ряды однородных членов

Промежуточный контроль по русскому языку в 10 классе

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, — ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи.

2. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

3. Выпишите грамматические основы предложений № 2, 4, 7

4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

5. Из предложений 5-6 выпишите производный предлог.

6. Из предложений 3-5 выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом.

7. Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Запишите номер предложения. Определите вид придаточного.

8. Постройте схему 3 предложения. Укажите вид подчинительной связи

9. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитеты

4) Гипербола

5) Сравнительная синтаксическая конструкция

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Гипербола

9) Ряды однородных членов

Промежуточный контроль по русскому языку в 10 классе (ключ)

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, — ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи. Художественный стиль, повествование

2. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами (№ 3,5)

3. Выпишите грамматические основы предложений № 2, 4, 7

4. В выделенных словах обозначьте морфемы.

(перевя­зывал, засаленный, наслажде­нием, бессмысленные, какой-нибудь)

5. Из предложений 5-6 выпишите производный предлог. (В течение)

6. Из предложений 3-5 выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (Насмешки.)

7. Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Определите его вид. Запишите номер предложения. (№ 7, придаточное определительное.)

8. Постройте схему 3 предложения. Укажите вид подчинительной связи

[ ,( которые… ), и ], ( который… ). (Параллельное)

9. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте. (№ 3, 5,9)

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитеты

4) Гипербола

5) Сравнительная синтаксическая конструкция

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Гипербола

9) Ряды однородных членов

Промежуточный контроль по русскому языку в 10 классе

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1) …Иван стал обдумывать положение. (2)Перед ним было три пути. (3)Чрезвычайно соблазнял первый: кинуться на эти лампы и замысловатые вещицы и всех их к чёртовой бабушке перебить и таким образом выразить свой протест за то, что он задержан зря. (4)Но сегодняшний Иван значительно уже отличался от Ивана вчерашнего, и первый путь показался ему сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший. (5)Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате. (6)Однако вчерашний опыт показывал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращённо. (7)Поэтому Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.

(8)Полностью этого осуществить ему не удалось и, волей-неволей, пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов…

Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи.

2. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

3. Выпишите грамматические основы предложений № 5 ,6

4. В выделенных словах графически обозначьте морфемы.

5. Из предложения 3 выпишите все местоимения.

6. Из предложений 6-7 выпишите частицы.

7. Определите вид придаточного в предложении № 6.

8. Постройте схему 6 предложения.

9. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Метонимия

2) Умолчание

3) Эпитеты

4) Гипербола

5) Фразеологизм

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Литота

9) Ряды однородных членов

.

 

Промежуточный контроль по русскому языку в 10 классе (ключ)

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1) …Иван стал обдумывать положение. (2)Перед ним было три пути. (3)Чрезвычайно соблазнял первый: кинуться на эти лампы и замысловатые вещицы и всех их к чёртовой бабушке перебить и таким образом выразить свой протест за то, что он задержан зря. (4)Но сегодняшний Иван значительно уже отличался от Ивана вчерашнего, и первый путь показался ему сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший. (5)Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате. (6)Однако вчерашний опыт показывал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращённо. (7)Поэтому Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.

(8)Полностью этого осуществить ему не удалось и, волей-неволей, пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов…

Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи. ( Художественный, рассуждение)

2. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами. (7,8)

3. Выпишите грамматические основы предложений № 5 ,6

(Был второй: начать повествование, опыт показывал, не верят, понимают)

4. В выделенных словах графически обозначьте морфемы.

5. Из предложения 3 выпишите все местоимения. (эти, всех, их, таким, свой, то, что, он)

6. Из предложений 6-7 выпишите частицы. (не, и)

7. Определите вид придаточного в предложении № 6 (придаточное изъяснительное)

8. Постройте схему 6 предложения. [ ], (что… ).

9. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте. (5,6, 9)

1) Метонимия

2) Умолчание

3) Эпитеты

4) Гипербола

5) Фразеологизм (к чёртовой бабушке)

6) Метафора (укоренятся в мысли, замкнуться в гордом молчании)

7) Олицетворение

8) Гипербола

9) Ряды однородных членов (кинуться и перебить и выразить протест, не верят или понимают, скупо и хмуро)

Контрольная работа № 1 по русскому языку в 10 классе

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Наконец он наш..л себе занятие. 2. Однаж­ды в его пр..сутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику ран…ую ногу, но руки тр..слись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова н..сколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже ут..шали его. 5. Пр…дер­живая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с насл..жде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливл…ый отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бе..смысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в в..сторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, — ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

СПРОСИ У СОВЕСТИ СВОЕЙ

Споко..н и счас..лив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не) завидна участь того кто разм..нулся с ней поступился с совестью ради (сию)минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг..изма.

Совес..ливый человек ( не) обман..т (не) украдет (не) пр..даст на производств.. (не) схалтурит. В час..ной жизн.. (не) оставит без помощ.. и внимания старых родителей или собствен..ого ребенка (не) обид..т слабого и (не) униз..т себя лиц..мерием и лестью. Совес..ливый значит порядочный чес..ный человек наделен..ый чувством достоинства справ..дливостью добротой. О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А. Добролюбова Пусть его жизнь (не) оз..рилась блеском какого (либо) деяния на пользу общества все (таки) его нравствен..ое значение (не) потерян..о.

Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущ..й по (не) писан..ым законам совести (не) оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.

К. Ткаченко

1. Назовите тему текста.

2. Определите микротемы (составьте план).

3. Назовите основную мысль текста.

4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).

5. Определите тип текста (докажите свое мнение).

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1-2 и 2-3

8. Напишите не менее трёх средств выразительности, которые используются в тексте.

9. Определите лексическое значение слов: совесть, л..цемерие, лесть

10. Объясните, как вы понимаете фразеологический оборот поступился с совестью.

11. Назовите слова и выражения, относящиеся к высокому стилю. Для чего автор использует их в своей статье? Подберите к этим словам нейтральные синонимы.

12. Найдите в тексте слова, образованные способом сложения. Произведите их морфемный разбор.

13. Произведите морфологический разбор одного краткого прилагательного.

14. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

15. Творческая работа. Напишите, какое отношение имеют размышления о совести, высказанные в этой статье, к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1.      Тема: Почему быть совестливым человеком – хорошо? 
2.      Микротемы (план): 
1.      Введение (сравнение полярных вещей: жить в ладу с совестью и поступиться ею) 
2.      Характеристика совестливого человека на работе, в частной жизни.
3.      Н.А. Добролюбов о совестливом человеке и обществе. 
4.      Заключение: что это значит – жить по законам совести? 
3.      Основная мысль: необходимо жить по неписаным законам совести. 
4.      Публицистический стиль:  высокая лексика  (деяние, участь, отрекся); фразеологизмы (в ладу с совестью, поступиться совестью);  короткие предложения, безглагольные фразы; использование тематической (категория нравственность) лексики (порядочный, честный, справедливость, доброта и т.д.), подчиненность общественно-значимой теме (нравственная категория совести). 

5.      Текст-рассуждение (тезис – первые два предложения; доказательства тезиса о том, что совестливому человеку живется спокойнее и счастливее – взяты модели поведения такого человека на работе, в  частной жизни, мнение «эксперта» — Добролюбова, есть заключение).
6.      Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней, поступился с совестью ради  сиюминутной выгоды, или, хуже того, отрекся от нее из личного эгоизма. Совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст, на производстве не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью. Совестливый – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливостью, добротой. О совестливом человеке можно сказать словами Н.А. Добролюбова: «Пусть его жизнь не озарилась блеском какого-либо деяния на пользу общества, все-таки его нравственное значение не потеряно». Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.   

7.1-2: повтор (тот, того; совестью). 2-3 лексический повтор (совесть, совестливый    

9. Совесть —  внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. 

Лицемерие –несоответствие слов, поступков человека истинным чувствам, убеждениям, намерениям.  Лесть – угодливое,  неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности. 
10. Поступился совестью – полностью осознавая безнравственность своего поступка (поведения, слов), тем не менее, человек идет на нарушение нравственных норм, совершает поступок (ведет себя так), противный совести. Как правило, человек это делает либо из-за слабости, либо идя за большинством, либо из-за какой-то моральной или материальной выгоды. 
11. Деяние (дело, действие); участь (жизнь, судьба); отрекся (отказался); личность (человек); ибо (потому что). Автор использует «высокую» лексику, чтобы воздействовать на чувства читателя и показать важность рассматриваемой темы. 
12. Сиюминутной: корни сию, минут; суффикс н; окончание ой; основа сиюминутн       Лицемерием: корни лиц, мер (е – соединительная буква); ием – окончание; основа лицемер. 
13. Спокоен – каков? – прилагательное (Н.ф. спокоен). Пост. признаки: качественное, краткое. Непост. призн.: положительная ст. сравн., ед.ч., муж.род. Синтаксическая роль: сказуемое (однородное). 
15. Совестью поступился Родион Раскольников, пойдя на кровавый эксперимент по проверке своей неверной теории, и именно совесть не дала ему спокойно жить дальше, терзала и мучила его и заставила сознаться не только в убийстве, но и признать крах теории о «наполеонах» и «тварях дрожащих».  Тема совести проходит через роман красной нитью: она превращает в человека главного героя и дает ему шанс на дальнейшую спокойную жизнь (см. в статье: только человек, живущий в ладах с совестью, может рассчитывать на спокойную судьбу) и любовь; она же мучает и толкает на самоубийство Свидригайлова. На совесть преступника надеется Порфирий Иванович, расследуя  убийство. Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Он убил себя, потому что пошел против своей совести, но именно через страшные муки совести он приходит к духовному возрождению.

ТЕКСТ 3

(1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева — наш сын, единстве…ый сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию которую сделал когда(то) на нашей даче там ему двенадцать у него светлые волосы аккуратная ч…лка открытый ясный взгляд. (4)Милый ласковый домашний мальчик послушный почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казат…ся ему (не)благополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становит…ся тесно внешний мир манит к себе опека матери и отца угн…тает хочет…ся свободы и самостоятельности. (9)Ст…новление человека неизбежно создаёт этот (не)исключительный кризис, у одних он проходит (не)заметно, у других перер…стает в трагедию. (10)Сева стал проп…дать из дома… (11)Он отпустил волосы наотрез отказался стрич…ся сразу утратил ухоже…ый домашний вид. (12)В какой(то) женской кофте с бубенчиками в потёртых с б…хромой внизу джинсах с (не)опрятными жиденькими косицами, падающ…ми на плечи, — странная однако забота о собственной внешности: стараться не нравит…ся другим, походить на ог…родное пугало. (13)Наш сын… (14)Вряд ли он ждал что мы станем умилят…ся, но наши (не)доумение досаду презрительность воспринимал болезне…о, стал повыше…о раздр…жительным. (15)Теперь любая мелоч… выводила его из себя неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро всё воспр…н…малось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него выр…стали в мучит…льнейшие проблемы праздновать или (не)праздновать дома день рождения, ехать(ли) вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить (ли) у матери денег на покупку новой пластинки? (17)Сакраментальный к…нфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды отн…сительно будущ…го нашей страны если сегодняшняя молодеж… завтра возьмёт в свои руки бразды правления ибо эта молодёж… (не) выносима, (не)выдержа…а, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последу…щих пок..лений от столь древнего пр…знания легче (не) становилось.

(По В. Тендрякову)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Разделите текст на абзацы.

  4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

  5. Определите тип текста. Докажите свое мнение.

  6. Разберите по составу слова УГНЕТАЕТ и ПЕРЕРАСТАЕТ.

  7. Произведите синтаксический разбор предложения №3.

  8. Укажите способ образования слова КАКОЙ-ТО.

  9. Определите значение слова САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ (предложение №17).

  10. Напишите сочинение по этому тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, сформулируйте позицию автора. Выразите свою точку зрения на поставленный вопрос.

КЛЮЧ

ТЕКСТ 3

(1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева — наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал пропадать из дома…

(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, — странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын…

(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро — всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы — праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В. Тендрякову)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Разделите текст на абзацы.

  4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

  5. Определите тип текста. Докажите свое мнение.

  6. Разберите по составу слова УГНЕТАЕТ и ПЕРЕРАСТАЕТ.

  7. Произведите синтаксический разбор предложения №3.

  8. Укажите способ образования слова КАКОЙ-ТО.

  9. Определите значение слова САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ (предложение №17).

  10. Напишите сочинение по этому тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, сформулируйте позицию автора. Выразите свою точку зрения на поставленный вопрос.

*САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ — закрепившийся в традиции, ставший обычным.

Источник: multiurok.ru

МБОУ СОШ № 28

Урок СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка в 10 классе

Тема: «Особенности публицистического стиля»

(в рамках подготовки к ЕГЭ)

Провела учитель

русского языка и литературы

2010

Ход урока.

1. Сообщение темы. Постановка цели урока.

Мы продолжаем изучать публицистический стиль речи, и сегодня будем работать над особенностями публицистического стиля.

На экране тема урока: «Особенности публицистического стиля».

— Зачем нам необходимо знать особенности публицистического стиля?

( Для того, чтобы научиться распознавать тексты данного стиля).

— А зачем нам нужно это умение?

(Для создания собственных полноценных тестов и для составления удачных выступлений в будущем).

Сформулируйте цель урока:

Цель урока: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания

Задачи урока:

повторить сведения об изученных ранее стилях речи;

повторить основные признаки публицистического стиля ;

узнавать высказывания публицистического стиля;

совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.

2. На экране текст словарного диктанта с пропуском выделенных букв.

Деструктивный, парламент, аплодисменты, цивилизация, консенсус, полемизировать, дискуссия, оппонент, оратор, мировоззрение, прогресс, симпатия, коммуникативный, публицистика.

3. Самопроверка. (На экране словарный диктант без пропусков букв), выставление оценок.

4. Работа над лексическим значением незнакомых слов (проверка индивидуальной домашней работы).

Консенсус – принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия.

Деструктивный – разрушительный, неплодотворный.

Коммуникативный – относящийся к коммуникации (общению) людей друг с другом.

Парламент – высшее государственное законодательное представительное собрание.

Оппонент – лицо, выступающее с возражениями кому-нибудь в публичной беседе, диспуте.

Мировоззрение – система взглядов на природу и общество.

Публицистика – литература по общественно-политическим вопросам современности.

Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.

5. Задания:

— Подберите однокоренные слова к слову публицистика.

( публицист, публицистический)

— Составьте словосочетание со словом публицистический.

(публицистический стиль)

— Какие стили речи вы еще знаете? К какому стилю речи принадлежат слова из словарного диктанта? (к публицистическому).

4. Повторение изученного. Особенности публицистического стиля. (Учащиеся работают с таблицей «Особенности публицистического стиля».

— Назовите сферу употребления (использования) публицистического стиля.

(общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления)

— Какие задачи выполняет публицистический стиль?

(информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям).

— Назовите характерные черты стиля.

(логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

Назовите проблемы, рассматриваемые в публицистике.

(проблемы семьи, детства, развития и сохранения русского языка, влияния человека на природу, свободы личности и др.)

Вывод: публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским т. д.

5. На экране мини-тексты. Читает (эмоционально!) подготовленный ученик.

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

6. Беседа.

Учитель. Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать.

Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями?

Ответы (предполагаемые) детей:

Я не согласна, так как думаю, что не все молодые люди такие плохие; есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему-то хорошему.

— Я не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего.

— Я не согласен. Это слова пессимистов, видящих все в черном цвете и пытающихся навязать свое черное мнение.

Какой стиль вы использовали, высказывая свое мнение?

(публицистический, т. к. нам необходимо было выразить

свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям).

Какова тема всех высказываний? (Молодежь)

Какова основная мысль? (Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру).

Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?

(какие-то политики; пожилые люди; люди старой закалки; люди, которые не общаются с молодежью, не знают, какая она на самом деле).

Кто же действительно автор каждого из этих 4-х высказываний?

Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что…

На экране те же мини — тексты только с именами авторов высказываний.

первое изречение принадлежит Сократу (470-399гг до нашей эры);

второе – Гесиоду (720год до нашей эры);

третье — египетскому жрецу (2000лет до нашей эры);

четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000лет.

Как вы думаете, какую цель преследовал выступавший в парламенте?

Показать, что и в давние времена, и в сегодняшние старшее поколение оценивало молодежь одинаково, тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодежи» не нова.

Какая проблема была поднята выступавшим?

(Проблема отцов и детей).

7. Составьте из высказываний предложения с прямой речью.

Объясните знаки препинания.

8. По вашему мнению, добился ли выступивший цели?

(Да. Слушатели наверняка задумались. Это было эффектно.)

Какое средство сделало выступление успешным?

(Цитирование, использование высказываний известных людей.)

Вывод: цитирование является одним из эффективных средств воздействия на аудиторию.

К какому стилю принадлежат все высказывания?

(к публицистическому, т. к. в каждом из них можно увидеть признаки данного стиля: оценочность, страстность, призывность).

Вывод: Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла как только человек научился говорить.

Работа над языковыми средствами.

Какие же языковые средства, использованы авторами в этих небольших но глубоких высказываниях?

— Экспрессивная лексика: дурно воспитана, молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Молодые люди злокозненны, нерадивы.

(Она создает эмоциональный фон).

— вводное слово «видимо» указывает на субъективность мнения,

метафора «молодежь растлена до глубины души» используется с целью выражения своего негативного отношения к молодежи;

устойчивые словосочетания: бразды правления, критическая стадия.

градация «молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна, любит роскошь, дурно воспитана, насмехается над начальством, и нисколько не уважает стариков» используется для того, чтобы подчеркнуть отрицательные черты, присущие молодежи, заострить на них внимание, показать ужас ситуации.

9. На экране текст.

Работа с текстом публицистического стиля

Щемит сердце, хоть кричи… Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать. У него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый, ясный взгляд. Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. Нам было так хорошо вместе в то лето!

Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. Каждая, даже самая идеальная! В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис. У одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. Сева стал чаще пропадать из дома…

Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный, домашний вид. В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. Наш сын…

Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Эти слова произнес Гесиод еще в седьмом веке до нашей эры. Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становится.

10. Беседа.

— Что объединяет эти тексты? (проблема)

— Какую проблему поднимает автор в своем тексте?

(Проблему отцов и детей)

— Каким эпитетом обозначает автор поднятую проблему?

(Сакраментальный)

Объясните значение слова.

Сакраментальный – 1) связанный с религиозным обрядом, ритуальный;

2) перен. Закрепившийся в традиции, ставший обычаем.

— В каком из этих значений употреблено слово в тексте?

( в переносном, т. е. в значении «традиционный»)

— Назовите основные мысли:

проблема отцов и детей – вечная;

автору больно сознавать, что эта проблема коснулась и его семьи;

автор не знает, как поступить в данной ситуации, он находится в растерянности;

автора совсем не утешает тот факт, что Гесиод согласился с ним еще в 7 веке до нашей эры.

Определить тип речи данного текста. Аргументировать.

11. Самостоятельная работа.

Найдите в тексте средства выразительности, выпишите в свои тетради. Постарайтесь установить, с какой целью используются найденные тропы и фигуры.

1 вариант – выписывают тропы (лексические средства)

2 вариант – выписывают фигуры речи (синтаксические средства).

Указать, с какой целью используются данные средства выразительности.

12. Выводы по уроку.

Д/З:

Напишите сочинение – размышление о проблеме отцов и детей, опираясь на материалы текстов, материалы урока, сделанные выводы, а также используя любое из высказываний царя Соломона. Дело в том, что у него был сын, и мудрейшего из царей не обошла стороной проблема отцов и детей. Об этом свидетельствуют его обращения к сыну.

Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума;

Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей;

Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их;

Кто злословит отца своего и мать свою, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (светильник у древних израильтян означал вечную жизнь, а потухший — символ страшнейшего наказания).

Источник: pandia.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.