Что такое reactos


ReactOS — международный проект свободной и бесплатной операционной системы с открытым кодом. ReactOS не является точным клоном Windows, но операционной системой, совместимой с приложениями и драйверами Microsoft Windows (сейчас это Windows NT версии 5.x и выше — Windows 2000 и далее).

По состоянию на начало ноября 2012 года проект всё ещё находится на незавершенной стадии внутреннего альфа тестирования, хотя некоторые цели проекта уже достигнуты и работает целый ряд Windows-приложений. Различные части ReactOS лицензированы под GNU General Public License, GNU Lesser General Public License и BSD License. В 2008 году были начаты работы над портированием ReactOS на другие архитектуры: x86-64 и ARM.

  • 1 История появления
  • 2 Функциональность
  • 3 Аудит кода
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Фан-сайты и сообщества
    • 4.2 Обзоры

[править] История появления

В начале 1996 года группа разработчиков свободного программного обеспечения объявила о начале проекта FreeWin95, целью которого была разработка свободного клона системы Windows 95. Проект забуксовал в нескончаемых дискуссиях о дизайне системы. К концу 1997 проект всё ещё не принёс никаких результатов. Чтобы оживить проект, цель изменили на клонирование Windows NT, а название — на ReactOS. В феврале 1998 года проект стартовал.

Разработчики операционной системы синхронизируют код с проектом Wine. В январе 2010 года координатор проекта Алексей Брагин предложил новую концепцию развития ReactOS, при которой будет использоваться общая с Wine подсистема Win32.

[править] Функциональность

По состоянию на июль 2009 года ядро ReactOS было достаточно стабильным, проделана огромная работа над совместимостью с аппаратной частью, многие API реализованы для высокоуровневой разработки и имеется базовый GUI. В ReactOS есть ReactOS Explorer, который является базовой оболочкой для операционной системы, сходной с Windows Explorer. Начиная с версии 0.2, ReactOS способна запускать многие Win32-приложения, как стандартные для Windows (текстовый редактор Notepad, редактор реестра Regedit, командный интерпретатор cmd), так и написанные вне Microsoft (например, текстовый процессор AbiWord, игры Quake, Quake II и клон игры Minesweeper, использующий Wine). Сообщается, что некоторые игры, например Unreal Tournament и Deus Ex, работают в режиме программного рендеринга. OpenGL работает лишь с некоторыми незначительными трудностями посредством драйвера nVidia или программной реализации Mesa 3D. Но в связи с отсутствием спонсора и немногочисленности команды разработчиков активность проекта не столь высока.


[править] Аудит кода

17 января 2006 года в списке рассылки разработчиков ReactOS (ros-dev) Хартмут Бирр заявил, что он покидает проект, поскольку, по его мнению, код ReactOS содержит элементы, полученные путём дизассемблирования Microsoft Windows. В результате разработчики решили временно отключить доступ всем не-разработчикам к коду ReactOS. Поскольку ReactOS является свободным ПО, эти действия вызвали негативный отклик в сообществе свободного ПО.

Доступ к средствам разработки был вскоре восстановлен. Хотя обвинения не были доказаны, 8 марта 2006 года разработчики ReactOS начали собственный аудит всего кода, отвечающего за совместимость с Microsoft Windows. Чтобы убедиться, что в ReactOS нет частей, написанных кем-то, кто мог видеть утёкший из Microsoft код или проводил обратную разработку напрямую, ведущими разработчиками ReactOS было отдано распоряжение о полной проверке всего исходного кода.

Также было решено проверять, какие участки кода могли бы быть результатом непосредственной обратной разработки, и заставить всех разработчиков подписать соглашение о том, что они будут использовать результаты обратной разработки лишь косвенно. Ожидается, что это замедлит разработку, заставляя разработчиков переписывать уже готовые участки кода, попавшие под подозрение. Проверка будет проводиться путём закрытия «грязных» участков кода до тех пор, пока они не будут полностью проверены.


Поскольку большая часть исходного кода уже проверена, разработка ReactOS в этих областях может продолжаться. Таким образом проверка кода может производиться параллельно с разработкой и поддержкой проекта, так что темпы развития ReactOS риску не подвергаются.

На сентябрь 2007 года проверка была завершена на 99,5 % и оставалось только 49 закрытых файлов. 23 сентября было решено убрать с главной страницы сайта ReactOS индикатор завершённости проверки. Это было мотивировано тем, что проверка не затрагивает конечных пользователей, тестеров или второстепенных разработчиков, а также тем, что процесс создания прочной и легальной основы для исходного кода ReactOS и стандартов разработки не может быть адекватно отражён обычным индикатором и будет продолжаться бесконечно. Информация о проверке и её история по-прежнему свободно доступны на сайте.

В настоящий момент проверка завершена полностью и все файлы разблокированы.

[править] Ссылки

  • Официальный сайт На многих языках, включая русский, есть wiki
  • Компьютерра: ReactOS: догнать и перегнать
  • ReactOS Алексей Брагин (координатор) кратко о проекте

[править] Фан-сайты и сообщества

  • Community.gif ru_reactos — Русское ЖЖ-сообщество (новости и дискуссии на русском языке)
  • Форум поддержки ReactOS (Объединенный Открытый Проект)

Источник: wikireality.ru

Что такое ReactOS

ReactOS является полностью самостоятельной операционной системой. Она поддерживает запуск программ и драйверов, написанных для семейства операционных систем Microsoft Windows NT (NT4, 2000, XP, 2003). Приложения запускаются так, как если бы они выполнялись в самой Windows. Это не эмуляция Windows, это своего рода клон операционной системы Windows.

Важно понимать, что ReactOS это не Linux. Система не основана на Linux и не использует ни одну из архитектур UNIX, тем не менее имеет с Linux некоторые «пересечения» и является довольно интересным проектом, поэтому я и поместил ее на сайте.

Активная разработка системы началась в 1998 году. Система написана на языке программирования C/C++. Ядро ReactOS было написано с нуля (from scratch). Архитектурой оно похоже на Windows NT. Много исходного кода позаимствовано из Wine.

Графический интерфейс


В качестве графического окружения используется собственная разработка. Интерфейс системы практически полностью повторяет классический и привычный многим интерфейс Windows XP.

Разработчики постарались и повторили интерфейс до такой степени, что неподготовленный пользователь может даже не понять, что работает совсем в другой системе.

Поддерживаемые приложения и игры

ReacOS поддерживает множество Windows приложений и старых игр. К сожалению, пока не все из них работают стабильно.

Из известных приложений, которые работают в ReactOS, можно отметить:

  • Firefox
  • Opera
  • Adobe Photoshop CS2
  • LibreOffice Writer
  • LibreOffice Calc
  • AbiWord
  • Adobe Reader
  • Thunderbird
  • XnView
  • IrfanView
  • Foxit Reader
  • PuTTY
  • WinZip
  • WinRAR
  • 7-zip
  • FAR Manager
  • Блокнот
  • VLC
  • FileZilla

Системные требования

Для работы системы требуется около 96Mb оперативной памяти. На жестком диске система занимает всего лишь 500Mb.

Для скачивания доступны 2 ISO образа — LiveCD и BootCD (только инсталляция). Размер LiveCD образа около 250Мб, BootCD около 150Mb.

Мнения

ReactOS вызывает различные обсуждения в интернете. Кто-то называет ее ненужным клоном Windows, кто-то считает, что разработчики изобретают велосипед. Один из недостатков системы состоит в том, что разработка не успевает за прогрессом. ReactOS имитирует все-таки уже устаревшую платформу Windows.

Название


Название ReactOS выражает внутреннюю суть системы. Реакцию недовольных пользователей на монопольное положение Microsoft. Конечная цель системы — позволить пользователю безболезненно удалить Windows и заменить ее на ReactOS.

Источник: pingvinus.ru

История

Ранняя разработка: от FreeWin95 до ReactOS

В начале 1996 года группа разработчиков свободного программного обеспечения объявила о начале проекта FreeWin95, целью которого была разработка свободного клона системы Windows 95. Проект остановился на дискуссиях об архитектуре системы. К концу 1997 года проект всё ещё не принёс никаких результатов. Чтобы оживить проект, цель изменили на клонирование Windows NT, а новое название придумал Jeff Knox — ReactOS. В феврале 1998 года проект стартовал.

Сейчас

В настоящий момент разработчики трудятся над компонентами системы. В связи с отсутствием спонсора и немногочисленностью команды разработчиков активность проекта невысока. Несколько раз предпринимались попытки портировать ReactOS на различные архитектуры, но на текущий момент поддерживаются только версии для x86 и x86-64.

Ответвления

С использованием открытости системы, периодически создаются форки на основе ReactOS, которые спустя некоторое время после создания забрасываются.

  • Ekush OS (2004)
  • ReactOS Server Edition
  • ReactOS Server
  • OpenROS (2013)
  • FusionOS (2013)
  • ReactOS NG (2015) — направленный на совместимость с Windows 8
  • Greentea OS (2016) — направлен на ускорение/упрощение разработки

ReactOS Community Edition

Новая оболочка ReactOS В апреле 2014 ReactOS анонсировала Indiegogo кампании по сбору денег для запуска ReactOS Community Edition, данная версия базируется на ReactOS-0.4. Данной кампании надо было собрать 50.000$ для разработки. Предполагалось, что она будет поддерживать приложения и драйвера для многих устройств. 1 июня 2014 завершилась кампания по сбору денег с итогом в 25.141$.

ReactOS Hackfest 2015

ReactOS project организовал хакатон с 7 по 12 августа 2015 в германском городе Ахен.

Google Summer of Code

Проект трижды принимал участие в Google Summer of Code — в 2006, 2011 и 2016 году.

Основные тезисы

Ведущий разработчик ReactOS рассказал о текущем положении дел. Предлагаем вашему вниманию основные тезисы.

  1. ReactOS не имеет никакого отношения к Linux. В Linux реализована архитектура UNIX. Эта архитектура создавалась в то время, когда ресурсы компьютеров были весьма ограничены. Разработчики ReactOS решили не ориентироваться на «старье» и взяли за основу более свежую архитектуру Windows NT. Такой выбор позволил более эффективно использовать ресурсы компьютера.

  2. Основное предназначение ReactOS — создать свободную альтернативу Windows. Разработчики изначально поставили перед собой задачу создания ОС, которая могла бы позволить заменить Windows, при этом пользователь мог бы продолжить использовать Windows-драйверы (а значит и всё уже имеющееся оборудование) и все доступные Windows-программы.
  3. Государство не заинтересовано. После введения санкций, чиновники стали значительно чаще говорить о важности обретения Россией независимости в IT-сфере, однако на финансовой помощи команде разработчиков ReactOS это никак не сказалось.
  4. ReactOS не бедствует. Государство не помогает, зато частные лица и коммерческие компании активно спонсируют проект. Руководство ReactOS получило возможность привлекать сторонних программистов к разработке операционной системы на платной основе
  5. Опробовать ReactOS очень легко. Предоставляются готовые образы для виртуальных машин и файлы для быстрого создания LiveCD.
  6. ReactOS уже 10 лет в стадии α-тестирования. Это связано с тем, что создание современной операционной системы — невероятно сложный процесс, требующий значительных инвестиций.
  7. ReactOS со временем составит конкуренцию Windows. Конкурировать с Linux будет проще, так как Linux, по мнению руководства ReactOS, лидер только в области серверного сегмента.

  8. Главное преимущество ReactOS перед Linux в совместимости с «железом». Для ReactOS подходят «родные» версии драйверов под Windows, тогда как для Linux требуется писать отдельные версии, на что разработчики оборудования не всегда идут охотно.
  9. ReactOS не является проектом «одного человека». Над операционной системой трудятся сотни постоянных программистов, а общая численность сообщества недавно перевалила за 30 тыс. человек.
  10. ReactOS не станет вдруг платной. Это гарантирует лицензия GPL. Однако, возможна разработка отдельных модулей на платной основе.

Функциональность

По состоянию на май 2016 года, ядро ReactOS достаточно стабильно. Была проделана работа над совместимостью с аппаратной частью, многие API были реализованы для высокоуровневой разработки, графическая оболочка ReactOS — ReactOS Explorer — была переписана в соответствии с проводником Windows Server 2003.

Начиная с версии 0.2 ReactOS способна запускать многие Win32-приложения: как поставляемые с Windows (текстовый редактор «Блокнот», редактор реестра Regedit, командный интерпретатор cmd), так и сторонние (например, текстовый процессор AbiWord, Adobe Reader, OpenOffice, игры Quake, Quake II и клон игры сапёр, использующий Wine).

Сообщается, что некоторые игры, например Unreal Tournament и Deus Ex, работают в режиме программного рендеринга. OpenGL работает с незначительными трудностями посредством драйвера Nvidia или программной реализации Mesa 3D. В начале 2016 года удалось запустить игру Half-Life 2, использующую DirectX 9 .


Во время ReactOS Hackfest 2015 была показана поддержка печати.

В 2015 — 2016 годах была расширена поддержка файловых систем. Кроме FAT32 и CDFS в ReactOS была добавлена поддержка NTFS (только чтение), Ext2, BtrFs, ReiserFS, и UFS.

История версий

Начиная с версии 0.2.8 ассортимент выполняемых приложений был расширен. В частности, нормально работают офисный пакет OpenOffice, игры Unreal Tournament и Deus Ex. Ведётся работа над улучшением поддержки звуковых карт и USB. Работает текстовый браузер Lynx и DCOM-компонент браузера Mozilla Firefox, позволяющий графически отображать страницы. Добавлена поддержка файловой системы ext2 и системного загрузчика GRUB, что позволяет ReactOS работать на одном компьютере с Linux. Началась работа над Plug and Play и над поддержкой Windows Driver Model.

Версия Дата выхода Информация о версии
0.0.7 20 июля 1998
0.0.8 24 августа 1998 Добавлена начальная поддержка Юникода.
0.0.9 28 августа 1998 Исправления в менеджере памяти; Улучшения в менеджерах объектов и ввода-вывода
0.0.10 5 сентября 1998 Начат драйвер IDE; Переписана часть менеджера памяти; Исправлена загрузка модулей; Внесены исправления в DPC и драйвер клавиатуры
0.0.11 13 сентября 1998 Исправления ошибок; Улучшена поддержка файловых систем
0.0.12 4 октября 1998 Начальная поддержка многозадачности; Исправления в системных вызовах; Исправлена компиляция библиотеки kernel32; Исправлена ошибка с неверным сегментом состояния задачи; Добавлена поддержка секций; Начата реализация APC
0.0.13 9 ноября 1998 Исправление ошибок
0.0.14 6 июня 1999 ReactOS полностью перешла на формат исполняемых файлов PE
0.0.15 20 января 2000 Значительные улучшения в ядре системы
0.0.16 4 августа 2000 Повышена стабильность ядра; Значительные улучшения в системных библиотеках; Работа с консолью вынесена в CSRSS; Значительно переделана консоль; Начата реализация именованных каналов; Улучшены драйвера VGA и FAT, HAL, менеджер ввода-вывода, менеджер памяти; Улучшена поддержка LPC
0.0.17 9 февраля 2001 Начата реализация сканирования шины PCI; Добавлена основная поддержка NDIS 3.0; Добавлена поддержка multiboot; Начата реализация указателя мыши
0.0.18 1 августа 2001 Начата реализация DIB; Начата реализация Plug and Play для шины ISA; Реализована поддержка прямого доступа к памяти
0.0.19 5 марта 2002 Слой аппаратных абстракций отделён от ntoskrnl; Добавлена поддержка структирированной обработки исключений; Завершена поддержка виртуальной памяти; Исправления в драйвере шины PCI; Начата работа над подсистемой POSIX
0.0.20 6 августа 2002 Исправления в реестре; Исправления в системе управления потоками; Реализован новый механизм монтирования; Значительные улучшения в драйверах файловых систем; Начата работа над поддержкой подсистемы OS/2, улучшена подсистема POSIX; В загрузчик добавлена поддержка LBA
0.0.21 31 октября 2002 Исправления в менеджере памяти, менеджере объектов; Начата работа над загрузкой с CD-диска; Значительные улучшения в win32k; Начата реализация драйвера для сетевых карт NE2000
0.1.0 1 февраля 2003 Первая версия, которая могла загружаться с CD-диска; Первая версия, в которой ReactOS может быть скомпилирован в ReactOS; Значительные улучшения в ядре
0.1.1 30 марта 2003 Улучшен диспетчер ввода-вывода; Значительные улучшения в win32k
0.1.2 2 июля 2003 Улучшения в коде, используемом драйверами, позволившие использовать некоторые сторонние видео драйверы
0.1.3 30 августа 2003 Улучшения и исправления ошибок в win32k
0.1.4 8 октября 2003 Начата реализация OpenGL и драйвера для файловой системы NTFS; Улучшено ядро
0.1.5 13 ноября 2003 Проведена подготовительная работа для поддержки DirectDraw; Переписан драйвер PS/2 мышек; Реализована графическая консоль; Улучшена поддержка DMA
0.2.0 25 января 2004 Первая версия с работающим графическим интерфейсом пользователя; Значительные улучшения практически во всех компонентах системы; Начата работа над драйвером VBE; Драйвер CD-дисководов поддерживает смену диска в дисководе
0.2.1 3 марта 2004 Исправления ошибок
0.2.2 27 апреля 2004 Стало возможно запустить AbiWord и IrfranView. Использование видеодрайвера VBE.
0.2.3 26 июня 2004 Улучшения в ядре, win32k и сетевой подсистеме
0.2.4 13 сентября 2004 Множество улучшений, связанных с отладкой как системы, так и отдельных приложений; Исправлено большое количество ошибок
0.2.5 2 января 2005 Добавлен блокнот из Wine, добавлено приложение время/дата
0.2.6 9 апреля 2005 Поддержка ускорения для NVIDIA OpenGL
0.2.7 21 августа 2005 Новая командная строка, добавлена первая стадия установщика
0.2.8 29 октября 2005 Переписан CSRSS; ReactOS может определять, работает ли он внутри виртуальной машины VMware, и устанавливать SVGA-драйвер из набора VMware Tools ISO для повышения производительности графики
0.2.9 22 декабря 2005 Исправления ошибок
0.3.0 27 августа 2006 Первая версия, официально поддерживающая работу с сетью
0.3.1 10 марта 2007 Добавлен менеджер приложения, начато переписывание ядра; Улучшен загрузчик системы
0.3.2 пропущен Была создана ветвь кода, однако эта версия так и не была выпущена
0.3.3 12 сентября 2007 Улучшения в ядре и win32k
0.3.4 22 января 2008 Переписана поддержка реестра и технологии Plug and Play, добавлена поддержка технологий SSE и SSE2, проведена большая работа по переводу системы; Начата работа по поддержке удалённого вызова процедур
0.3.5 30 июня 2008 Исправления ошибок в загрузчике системы, исправлено множество критических ошибок во всех разделах ядра, переписан код ранней инициализации менеджера памяти
0.3.6 7 августа 2008 Исправления ошибок и устранение утечек памяти в сетевом стеке; Множество исправлений и улучшения в ядре; Проведена синхронизация большей части кода wine, используемого в ReactOS с последней версией wine; Улучшения в ARM-версии, начата работа над x86-64версией;
0.3.7 4 ноября 2008 Улучшена поддержка x86-64; Значительные улучшения в Менеджере конфигурации, Менеджере ввода-вывода, функциях ядра, Менеджере памяти, Менеджере объектов, Менеджере процессов; Исправления в драйверах файловых; Проведена синхронизация большей части кода wine, используемого в ReactOS с последней версией wine
0.3.8 4 февраля 2009 Исправления ошибок и улучшения в базовых сервисах ядра; Введён PSEH; Исправлена поддержка жёстких дисков с несколькими разделами в LiveCD; Решён ряд проблем в системных драйверах
0.3.9 26 апреля 2009 Минимально необходимо 24 МБ оперативной памяти, добавлена начальная поддержка звука; Решены различные проблемы NDIS и AFD, что улучшило совместимость с драйверами сетевых карт; Проведена синхронизация большей части кода wine, используемого в ReactOS с последней версией wine
0.3.10 5 июля 2009 Добавлены начальная поддержка SATA, USB-клавиатур/мышек, возможность работы с разделами размером больше 8 гигабайт; Существенно улучшена поддержка сетевых карт; Проведена синхронизация большей части кода wine, используемого в ReactOS с последней версией wine
0.3.11 16 декабря 2009 Переписан kdcom; Добавлены шрифты для китайского и корейского языка; Улучшена совместимость; Улучшена поддержка звука; Проведена синхронизация большей части кода wine, используемого в ReactOS с последней версией wine
0.3.12 20 октября 2010 Переписаны обработчики ловушек, таймеров и событий; Добавлена поддержка немаскируемого прерывания; Улучшена поддержка технологии PnP; Заменён драйвер шины PCI на более совершенный
0.3.13 22 марта 2011 Полностью переписан диспетчер кучи, в него были добавлены дополнительные возможности отладки для обнаружения доступа к памяти вне границ выделенного для производимой операции блока; Увеличено количество поддерживаемых SATA-устройств; Исправлены проблемы с графикой; Добавлена возможность динамической смены видеорежима и улучшена совместимость видеодрайверов; улучшено управление линиями аудиомикшера; Улучшена обработка данных от мыши, а также поддержка сообщений и таймеров; Произведено множество улучшений в диспетчере памяти.
0.3.14 7 февраля 2012 ACPI включён по умолчанию, Добавлены поддержка Wi-Fi (незащищённый и с WEP-шифрованием), поддержка тем оформления, новый драйвер TCP/IP (на базе библиотеки LwIP), поддержка Scatter/Gather DMA, переписан shell32
0.3.15 30 мая 2013 Начальная поддержка USB-клавиатур, мышей, а также устройств хранения данных; Полностью переписанная подсистема управления сессиями; Добавлена поддержка AHCI за счёт обновления драйвера UniATA; Новый диспетчер памяти принял на себя почти все функции по управлению памятью; Начальная поддержка отладки компонентов ReactOS при помощи windbg; Улучшения, созданные на основе результатов тестирования системы при помощи среды тестирования приложений AutoHotKey; Исправления ошибок, найденных по результатам сканирования утилитой Driver Verifier во встроенных драйверах.
0.3.16 6 февраля 2014 Переписан CSRSS, начато переписывание shell32, улучшена поддержка тем оформления. В состав системы добавлен новый драйвер для сетевых карт на основе чипа RTL8139. Обновлён драйвер UniATA.
0.3.17 5 ноября 2014 Включение в состав системы NTVDM;— эмулятора, обеспечивающего поддержку большого количества 16-битных приложений; устранение багов; ReactOS успешно загружается в Virtual PC 2007
0.4.0 16 февраля 2016 Улучшения в shell32, достаточные для нормальной работы новой версии ReactOS Explorer, переход на новую версию ReactOS Explorer; Улучшения в драйверах USB, звуковой и сетевой подсистемах; Поддержка файловых систем ext2/3/4 как на чтение, так и на запись; Поддержка файловой системы NTFS для чтения; Улучшения в работе на виртуальных машинах, в том числе в поддержке гостевых дополнений.
0.4.1 17 мая 2016 Значительное улучшение поддержки SxS и Microsoft Visual C++ Redistributable Packages; Улучшение поддержки драйверов видеокарт. Поддержка файловой системы Btrfs.
0.4.2 16 августа 2016 Обновление внешних зависимостей (WINE, UniATA), исправления в графической оболочке и файловом проводнике, поддержка чтения и записи разделов с файловыми системами ReiserFS и UFS, добавлен набор утилит unixutils.
0.4.3 16 ноября 2016 Новая библиотека winsock, улучшенна поддержка разделов, исправлены некоторые ошибки.
0.5.0 Бета-версия; Поддержка WDM драйверов; Поддержка чтения и записи файловой системы NTFS
     Старая версия      Последняя версия      Планируемая версия

Разработка

Большая часть операционной системы написана на C, но ReactOS Explorer и некоторые другие компоненты — на C++. ReactOS компилируется с помощью MinGW и Microsoft Visual Studio.

Разработчики стремятся сделать систему совместимой с Windows NT версии 5.2 (Windows Server 2003) и добавить поддержку для большинства оборудования и приложений. В будущем планируется совместимость с более новыми версиями Windows.

Ядро ReactOS написано полностью самостоятельно, а для обеспечения «схожести» с архитектурой WinNT использована информация только из открытых источников. Весь поступающий в проект код подвергается тщательной проверке на предмет возможного нарушения авторских прав.

Реализация OpenGL по-умолчанию, использует программный рендеринг через драйвер Mesa3D. Поддержка DirectX реализуется через WineD3D – обертку, транслирующую функции DirectX в OpenGL. Реализации GDI и GDI+ основаны на коде Wine.

Число участников проекта постоянно растет, в настоящее время в проекте участвуют около 35 активных разработчиков, большинство из них живут в странах Европы. Наряду с талантливыми «любителями» код пишут и профессиональные программисты.

Для отстаивания интересов проекта был создан фонд «ReactOS Deutschland e.V.», расположенный в Германии. Кроме того, раньше существовал «Фонд активизации киберпространства «РеактОС — Фонд»», зарегистрированный в России, однако на текущий момент он ликвидирован.

Сотрудничество с Wine

Упрощенная схема архитектуры ReactOS, где зависимости Wine обозначены его логотипом. Белым цветом обозначено стороннее ПО. Зеленым — компоненты «пространства пользователя», красным — компоненты режима ядра. ReactOS использует части кода Wine для реализации Windows API. В чистом виде Ntdll, user32, kernel32, gdi32 и advapi32 не могут быть использованы проектом из-за архитектурных различий, сниппеты из них используются в обоих проектах. ReactOS использует собственное NT-подобное ядро, а Wine использует *nix-ядра.

В январе 2010 года координатор проекта Алексей Брагин предложил альтернативу большой части подсистемы Win32 — Arwinss, базирующуюся на Wine, и поэтому имеющую большую совместимость и способную иметь большую стабильность. Данное решение не предназначено для полного замещения оригинальной реализации Win32-подсистемы, и может быть неактуально после завершения работ над собственной подсистемой Win32 в ReactOS. Arwinss использует архитектурные решения как Wine, так и Windows NT в надлежащих местах для правильной реализации функциональности. Также, в результате, периодически будут поступать протестированные «бесплатные» (то есть затраты времени на их применения сравнительно малы) обновления из Wine.

В дополнение появляется возможность поддержки удалённого X-сервера, что удобно для полной замены Wine, используя вместо него связку ReactOS+Arwinss в виртуальной машине (например, KVM), при которой будет использоваться общая с Wine подсистема Windows API.

Используемые проекты

  • ReactOS использует код Wine для реализации Windows API.
  • Samba/Samba TNG для LSASS, SAM, NETLOGON, Print spooling и других интернет-сервисов Windows.
  • NDISwrapper, используемый для запуска Wi-Fi в основанных на GNU/Linux системах с помощью драйверов для Windows NT.
  • NTFS-3G, NTFS-драйвер для Linux, Mac OS X, FreeBSD, NetBSD, OpenSolaris, QNX, Haiku и других операционных систем.
  • RDesktop — реализация клиента удаленного рабочего стола
  • Serial ATA — драйвер предоставлен UniATA.
  • FreeType используется для отображения шрифта.
  • Tango Desktop Project — открытая инициатива по созданию интерфейса для программ.
  • Longene — системное ядро Linux с Windows-сервисами.
  • KernelEx — открытая прослойка совместимости Windows 9x с Windows NT.
  • Captive NTFS — программная обёртка над оригинальными драйверами файловой системы NTFS из Windows NT для ОС Linux.
  • lwIP — широко используемый TCP/IP-стек с открытым исходным кодом.
  • ACPICA — реализация ACPI
  • Ext2fsd — драйвер Ext2/3/4-файловых систем для Windows
  • mbed TLS — TLS / SSL back-end для schannel (и wininet)
  • Mesa 3D — программная реализация стандартного графического API OpenGL (без ускорения)

Планы на будущее

  • Возможность запуска определенного набора ПО с безотказной работой
  • Завершение поддержки печати
  • Завершение реализации Wi-Fi и добавление GUI
  • Исправление всех ошибок при работе системы в трех основных инструментах виртуализации (VirtualBox, Qemu, VmWare)
  • Завершение оболочки (панели инструментов, загрузка/сохранение настроек и т.д.)
  • Расширенная поддержка USB для устройств хранения и HID устройств (наиболее важными из них являются принтеры, Wi-Fi, 3G-модемы)
  • Исправление большинства графических ошибок
  • Исправление MM/CC и WIN32SS для всех вышеперечисленных пунктов[35]
  • Режим совместимости
  • NTFS с возможностью установки и запуска ReactOS.
  • Форматирование разделов больше 32 гигабайтов с использованием FAT32.
  • Разметка дисковых разделов с использованием NTFS, exFAT, FAT32.
  • Работа с разделами, имеющими разметку GUID, с возможностью установки и запуска ReactOS на устройствах с UEFI.
  • Форматирование раздела с использованием разметки GUID.
  • Работа с SSD, RAID и составными томами напрямую.
  • Работа с жесткими дисками на базе Advanced Format с секторами на 4 килобайта.
  • Работа с сенсорами.
  • Возможность работы USB 3.0, USB 3.1 Type C, ThunderBolt
  • Поддержка DirectX 11, Vulkan (API).

Аудит кода

17 января 2006 года в списке рассылки разработчиков ReactOS (ros-dev) Хартмут Бирр заявил, что он покидает проект, поскольку, по его мнению, код ReactOS содержит элементы, полученные путём дизассемблирования Microsoft Windows. В результате разработчики решили временно отключить доступ всем не-разработчикам к коду ReactOS. Поскольку ReactOS является свободным ПО, эти действия вызвали негативный отклик в сообществе свободного ПО.

Доступ к средствам разработки был вскоре восстановлен. Хотя обвинения не были доказаны, 8 марта 2006 года разработчики ReactOS начали собственный аудит всего кода, отвечающего за совместимость с Windows. Чтобы убедиться, что в ReactOS нет частей, написанных кем-то, кто мог видеть утёкший из Microsoft код или проводил обратную разработку напрямую, ведущими разработчиками ReactOS было отдано распоряжение о полной проверке всего исходного кода.

Также было решено проверять, какие участки кода могли быть результатом непосредственной обратной разработки, и заставить всех разработчиков подписать соглашение о том, что они будут использовать результаты обратной разработки лишь косвенно. Ожидается, что это замедлит разработку, заставляя разработчиков переписывать уже готовые участки кода, попавшие под подозрение. Проверка будет проводиться путём закрытия «грязных» участков кода до тех пор, пока они не будут полностью проверены.

Поскольку большая часть исходного кода уже проверена, разработка ReactOS в этих областях может продолжаться. Таким образом, проверка кода может производиться параллельно с разработкой и поддержкой проекта, так что темпы развития ReactOS риску не подвергаются.

На сентябрь 2007 года проверка была завершена на 99,5 % (оставалось только 49 закрытых файлов). 23 сентября было решено убрать с главной страницы сайта ReactOS индикатор завершённости проверки. Это было мотивировано тем, что проверка не затрагивает конечных пользователей, тестеров или второстепенных разработчиков, а также тем, что процесс создания прочной и легальной основы для исходного кода ReactOS и стандартов разработки не может быть адекватно отражён обычным индикатором и будет продолжаться всё время существования проекта. Информация о проверке и её история по-прежнему свободно доступны на сайте.

В настоящий момент проверка завершена полностью и все файлы разблокированы.

ReactOS и правительство России

Участниками проекта ReactOS были зарегистрированы в России товарные знаки. Коллектив разработчиков стремится получить финансирование от российского правительства для создания стартапа и продвижения ReactOS под собственным брендом в качестве российской национальной операционной системы.

Операционная система ReactOS была продемонстрирована политику Виктору Алкснису, который выступает за снижение зависимости учебных заведений от продукции Microsoft. Во время визита президента Дмитрия Медведева в среднюю школу в селе Верхнерусское в Ставропольском крае ему была продемонстрирована работа ReactOS.

C 1 по 9 июля 2012 года Александр Речицкий и Марат Каратов презентовали проект на Селигере в смене «Инновации и техническое творчество». В результате проект ReactOS занял 3 место в номинации «лучший IT-проект» в промежуточных итогах, а 5 ноября вышел в полуфинал Зворыкинской премии. 31 июля 2012 года Марат Каратов встретился с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и продемонстрировал работу прототипа ReactOS.

2 июня 2015 года Министерство связи Российской Федерации включило ReactOS в план импортозамещения программного обеспечения по направлению «Клиентские операционные системы / Серверные операционные системы» в качестве проектов «Создание операционной системы с открытым исходным кодом на базе ReactOS для ПК, ноутбуков и других мобильных устройств», «Создание операционной системы с открытым исходным кодом на базе ReactOS для серверов» при поддержке Фонда «РеактОС», МГТУ им. Н. Э. Баумана, ООО «Параллелз Рисерч» и др.[1]

Системные требования

  • 32-битный или 64-битный совместимый процессор Pentium и выше.
  • 96 мегабайт оперативной памяти (минимум), 256 мегабайт (рекомендуется).
  • Минимум 450 мегабайт свободного места на жестком диске.
  • VGA-совместимая видеокарта (VESA BIOS версии 2.0 и выше).

Награды

  • 2-е место в национальной премии 2009 года в области программного обеспечения «Софт года» в номинации «Система».
  • «Лучший проект месяца» на SourceForge в феврале 2012 года.
  • «Лучший проект месяца» на SourceForge в июне 2013 года.

Источник: ru.bmstu.wiki

Для пользователей, которые привыкли к операционной системе Windows, есть альтернативная операционная система ReactOS. И, возможно, эта операционная система в будущем заменит Windows на наших компьютерах. Это может произойти, из-за обратной совместимости ReactOS и из-за стремления нашей страны к импортозамещению. Давайте посмотрим, сможет ли ReactOS составить конкуренцию Windows?

ReactOS

Изначально проект появился как бесплатная и свободно распространяемая альтернатива Windows с открытыми исходными кодами. Это произошло в 1996 году, и тогда система называлась FreeWin95. В то время целью проекта было создание клона Windows 95. Позже в 1998 году разработчики решили клонировать Windows NT и переименовали систему в ReactOS . Нужно отметить, что выбор Windows NT был сделан верно, ведь все версии Windows начиная с Windows NT и заканчивая Windows 10 – это самые популярные операционные системы в мире.

В 2012 году проект занял 3-е место в номинации «Лучший IT-проект» на всероссийском молодёжном форуме. Там же ReactOS была продемонстрирована Владимиру Путину.

Сейчас в команде около 30-ти разработчиков. Координатором проекта является Алексей Брагин (Россия, Москва).

Пока операционная система находится на стадии тестирования, не рекомендуется использовать её в реальных условиях. А вот установить ознакомиться с возможностями системы очень даже можно. Для этого на сайте разработчика предлагается скачать установочный CD (для установки на компьютер), Live CD (для пробного запуска на компьютере без установки) и предустановленный вариант на виртуальных машинах QEMU, VMware и VirtualBox. Все версии ОС (и старые и совсем свежие) можно скачать здесь.

Требования к компьютеру для установки системы очень скромные: RAM — не меньше 64 Мб, рекомендуется 256 Мб; процессор – архитектуры x86 или x64, Pentium совместимые; минимум 350 Мб на жёстком диске (здесь две ремарки: некоторые SATA контроллеры могут не работать; загрузочная секция должна быть отформатирована в формате FAT16 или FAT32); VGA совместимая видео карта. Подробнее можно почитать в статье здесь.

Ознакомительный запуск ReactOS в VirtualBox

Итак, запустим и посмотрим, что из себя представляет эта ОС. Я попытаюсь запустить предустановленную в VirtualBox версию операционки.

Скачиваем и распаковываем архив. В нём оказалось 3 файла: ReactOS.vbox, ReactOS.vmdk и Readme.txt. Запускаем VirtualBox и добавляем виртуальную машину (меню «Машина -> Добавить» или клавиши Ctrl+A). При добавлении выбираем файл виртуальной машины ReactOS.vbox. У меня после выбора появилась следующая ошибка.

Ошибка при добавлении виртуальной машины с ReactOS

Чтобы эту ошибку обойти откройте диалог «Менеджер виртуальных носителей» (пункт меню «Файл -> Менеджер виртуальных носителей…») и на закладке «Оптические диски» удалите диски VBoxGuestAdditions.iso и ReactOS-BootCD.iso.

Удаление подключенных дисков в VirtualBox

Теперь ещё раз попробуйте добавить виртуальную машину (файл ReactOS.vbox). У меня виртуальная машина добавилась. Теперь пробуем запустить виртуальную машину – кнопка «Запустить». После запуска моя основная операционка вылетела в синий экран, см. фото.

Падение системы-хоста при запуске виртуальной системы в VirtualBox 4.3.18

Как выяснилось, проблема оказалась в версии VirtualBox 4.3.18, которая у меня отказалась работать. Когда я установил версию VirtualBox 4.3.12, то виртуальная машина ReactOS запустилась без проблем.

После запуска программа предлагает выбрать разные варианты запуска. Я не буду экспериментировать на данном шаге и выберу загрузку по умолчанию.

Запуск системы ReactOS

После запуска мастер установки предложил мне установить драйвер для аудио системы. Я согласился.

Предложение установить драйвер после первого запуска ReactOS

Но установка не состоялась, т.к. мастер не смог найти драйвер. Ну и ладно, не будем расстраиваться, пойдём дальше.

Предложение установить драйвер после первого запуска ReactOS

Русификация ReactOS

После запуска, как вы можете увидеть весь интерфейс в системе англоязычный. Давайте посмотрим, как можно переключиться на русский язык в ReactOS.

Откройте панель управления, это меню «Start -> Settings -> Control Panel». В панели управления дважды щёлкните по ярлыку «Regional Settings» и в диалоге «Properties for Regional Settings» на закладке «Regional Options» выберите «Russian» и «Russian Federation», см. картинку.

Выбор русского языка в ReactOS

На закладке «Languages» нажмите на кнопку «Details…», в открывшемся диалоге «Text Services and Input Languages» щёлкните на кнопку «Add…» и в диалоге «Add Input Language» найдите «Russian» и нажмите «ОК» в окне «Add Input Language» и «OK» в окне «Text Services and Input Languages».

Выбор русского языка в ReactOS

На последней закладке «Advanced» также выберите «Russian» и подтвердите выбор, нажав кнопку «OK».

Выбор русского языка в ReactOS

После всего этого перезагрузите систему: пункт меню «Start -> Restart…». После перезагрузки часть пунктов меню и окон будут на русском.

Установка времени и часовые пояса в ReactOS

В настройках даты и времени я нашел часовой пояс для Москвы, но смещение отобразилось +4 часа и стоит галка «Автоматический переход на летнее время и обратно». Очень странно, почему разработчики не знают про то, что в России перестали переводить стрелки. И последний перевод был 26-го октября 2014 года. Причём смещение должно быть +3 часа.

Установка часового пояса в ReactOS

Первое знакомство с ReactOS

Посмотрим на рабочий стол операционной системы ReactOS. Первое что бросается в глаза – это оформление похожее на Windows XP. Здесь отсутствует оформление рабочего стола Windows Aero и конечно нет никакого Windows Metro. Зато есть сразу два рабочих стола (это то, что только появится в Windows 10). Ярлыки на рабочем столе по умолчанию стандартные: Мой компьютер, Мои документы, Сеть, Корзина и Командная строка. В общем, всё довольно привычно.

Рабочий стол ReactOS

Попробуем сменить тему. Для этого щёлкнем по рабочему столу правой кнопкой мыши и выберем пункт «Свойства». Появилось привычное для пользователей Windows XP окно «Свойства Экран». Здесь на закладке «Оформление» оказалось только две темы: «Classic Theme» и «Lautus». После переключения на тему «Lautus» оформление поменялось, но при перемещении по менюшке сразу выпала ошибка, см. картинку.

Ошибка после смены темы в ReactOS

А после некоторых таких ошибок вообще появился синий экран смерти операционной системы, см. картинку.

Синий экран смерти в ReactOS

В общем лучше пока не менять тему.

Предустановленные программы в ReactOS

Теперь давайте посмотрим, какие программы сразу установлены в операционной системе. И насколько система схожа с Windows. Для начала запустим проводник. При переходе между папками история перемещений не сохраняется и дочерние окна с открытыми папками множатся с каждой открытой папкой. Это не очень удобно. К слову, компания Microsoft отказалась от такой схемы работы очень давно.

Проводник ReactOS

Когда я попытался отключить такой режим, см. картинку.

Отключения многооконного режима проводника ReactOS

То при открытии проводника окно оставалось всё время пустым.

Пустое окно проводника ReactOS

Так, что пока видно, что шаг влево или вправо и операционная система сбоит.

Давайте теперь запустим редактор реестра. Я сделал это из консоли. Как видите, приложение regedit есть и оно запустилось и даже есть ветка Microsoft в реестре. Подробно разбираться в реестре я здесь не буду.

Запуск редактора реестра в ReactOS

Из стандартных приложений я нашёл калькулятор, Paint, WordPad, блокнот и даже программу для подключения к удалённому рабочему столу.

Калькулятор, Paint, WordPad, блокнот и программа для подключения к удалённому рабочему столу в ReactOS

Все программы работают нормально, но подключиться к удалённому столу у меня не получилось. Программа выдала непонятную ошибку, см. картинку.

Ошибка при попытке использования программы для подключения к удалённому рабочему столу в ReactOS

В операционке установлены три игры: Косынка, Паук и Сапёр.

Пасьянсы Косынка и Паук и Сапёр в ReactOS

Браузера я не нашёл и попробовал «выполнить» адрес сайта (меню «Пуск -> Выполнить…») в надежде, что система сама запустит какой-нибудь браузер по умолчанию.

Открываем сайт в браузере по умолчанию в ReactOS

Это сработало. Запустился браузер Wine Internet Explorer и он даже загрузил страничку сайта, но всё очень криво: нет лого и анонсов статей.

Браузер Wine Internet Explorer в ReactOS

Сайт html5test.com для тестирования браузеров на совместимость с языком HTML5 вообще не загрузился. Из чего я делаю вывод, что браузер, по умолчанию установленный в ReactOS, сильно устарел.

Проверка поддержки HTML5 браузером Wine Internet Explorer в ReactOS

Кроме того я попытался немного попользоваться браузером и оказалось, что он часто виснет и не загружает страницы вовсе.

Установка приложений

Для установки дополнительных приложений и работы с установленными приложениями в ReactOS можно воспользоваться менеджером приложений. Запускается он из меню «Start -> Programs -> ReactOS Application Manager». Разделов много, см. картинку.

Менеджер приложений в ReactOS

Давайте попробуем установить что-нибудь, например, офисный пакет. Здесь есть LibreOffice и OpenOffice. Я попробую установить LibreOffice. Выбираем LibreOffice и нажимаем кнопку «Установить». К сожалению после загрузки приложения, установка не состоялась. Вместо этого система продемонстрировала синий экран смерти, см. картинки. При второй попытке – тот же результат. А при попытке установить Open Office 4.1, система умерла в синий экран уже на этапе загрузки приложения.

Установка LibreOffice в ReactOS

Синий экран смерти в ReactOS

Браузер Mozilla Firefox 33 скачался и установился, но при первом запуске, после прохождения всех настроек браузера, система опять упала. После перезагрузки ярлык браузера появился на рабочем столе, но при запуске браузера появляется ошибка в диалоговом окне и затем система падает.

Ошибка при запуске Firefox в ReactOS

Что ж, попробуем теперь установить другой браузер – Opera 12.17. Дистрибутив загрузился, но установка так и не началась. Окно мастера установки Opera заснуло и висело без изменений. Снимать задачу пришлось с помощью диспетчера задач.

Установка браузера Opera в ReactOS

Медиаплеер «Media Player Classic Home Cinema» скачался и установился, но не запустился. При запуске он выдал ошибку, см. картинку.

Ошибка при запуске Media Player Classic Home Cinema в ReactOS

Приложение для просмотра фото и видео InfanView просто не захотел скачиваться. А вот приложения Total Commander и NotePad++ установились и исправно работали.

Ещё одна недоработка обнаружилась в менеджере приложений ReactOS – установленные приложения, у меня это Mozilla Firefox 33, Total Commander и NotePad++, почему то не отображаются в списке установленных. Поэтому не понятно как их удалять.

Менеджер приложений ReactOS не отображает установленные приложения

Итог использования ReactOS

Разработчики просят не судить их строго, поскольку это альфа версия, в которой может быть большое количество ошибок. В общем то в текущем виде с операционной системой ознакомиться можно, но пользоваться – нет. Устанавливать такую нестабильную систему на компьютер точно не стоит (в процессе написания статьи система падала почти через каждый написанный абзац). Так что будем ждать более надёжных версий операционной системы ReactOS.

Источник: www.proghouse.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.