Мы ближе к вам чем яремная вена


Передал имам ат-Табари в тафсире:

وَنَحْـــنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَــــبْلِ الْــــوَرِيدِ

Мы ближе к нему, чем яремная вена (сура Каф, 16)

"Сказал Всевышний Аллах: Мы ближе к человеку чем яремная вена. Т.е. вена, которая между горлом и плечами (ключицами).
Передал 'Алий, передал ему абу Салих, передал ему Му'ауия, от 'Алий, от ибну Аббаса: слова: "Мы ближе к нему, чем яремная вена", т.е. шейная артерия (вена) عرق العنق "
Так же это передается от Муджахида, рахимаху Ллах:
"Это то что в шее".

Существует 2 мнения среди ученых:
1 — смысл слов Всевышнего: "Мы ближе к нему, чем яремная вена" — его смысл: Мы владеем им, и ближе к нему чем его возможности (чем сам он, т.е. так близко что он сам не может быть так близко к себе).
2 — ближе знанием того, что внушает ему его душа"

"Он Близок к самой вещи, чем она сама, как сказал Всевышний: «Мы ближе к нему, чем яремная вена». Тому, что мы сказали, свидетельствует изречение Пророка и с этим согласны толкователи Корана».


(см. Тафсир Ибн Джарира, 22/385)

Имам аль-Багауий в своем тафсире сказал:
"Слова Всевышнего: "Мы ближе к нему" — т.е. знаем о нем, "чем яремная вена" — т.к. это его органы, его части тела, и они связаны друг с другом, и ничто не скрыто от Аллаха. Яремная вена — это вена между горлом и ключицами, которая расходится по телу".
(см. "тафсир Багауий")

Ибну Касир говорил что это ангел, как в словах Всевышнего Аллаха:

إِنَّا نَحْــــنُ نزلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَـــــافِظُونَ
"Поистине Мы ниспослали зикр, и Мы его сохраняем
"Зикр — это Куран, ниспослал его ангел по воле Аллаха Его посланнику, и так же ангел близок к человеку по воле Всевышнего, как это связано со словами Всевышнего:

إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَــــلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِــــينِ وَعَنِ الشِّــــمَالِ قَــــعِــــيدٌ
Когда они сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)
Т.е. ангелы, которые справа и слева и наблюдают".
(см "тафсир ибну Касир")

Ибну Батта в "аль-Ибана" передал асар от абу Талиба, который передал Ахмад, кот объяснил слова Всевышнего:
وَنَحْــــنُ أَقْرَبُ إِلَيْــــهِ مِنْ حَـــــبْلِ الْوَرِيدِ
Мы ближе к нему, чем яремная вена
" Его знание с вами!"
(см. "аль-ибана", 3/160)


Источник: alifammara.livejournal.com

 

Высказывания Всевышнего «Мы ближе к нему, чем яремная вена»[i] и высказывание Всевышнего «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого».[ii]

По мнению толкователей, под близостью в этих аятах подразумевается присутствие ангелов.

Ответ:

Подобное толкование не является искажением очевидного смысла откровений, что становится ясно каждому, кто задумывается над их смыслом.

Что касается первого аята, то контекст обсуждаемого откровения свидетельствует в пользу правдивости такого толкования. Всевышний сказал: «Мы создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Два ангела сидят справа и слева от него и записывают [его деяния]. Он не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж».[iii]

Продолжение суры ясно свидетельствует о том, что речь идет о двух ангелах, которые сидят около человека.

Что же касается второго аята, то в нем говорится о положении умирающего человека, который расстается с миром в присутствии ангелов. Всевышний сказал: «А когда к кому-нибудь из вас придет смерть, его упокоят Наши посланцы, которые не делают упущений».[iv] А в обсуждаемом нами аяте говорится: «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого».[v] Речь идет о тех, кто находится недалеко от людей, в том же самом месте, хотя люди и не видят их. А поскольку подобное невозможно в отношении Всевышнего Аллаха, становится ясно, что в откровении имеются в виду ангелы.


Кто-то может спросить, почему же тогда Аллах говорил от первого лица? Используются ли подобные обороты, когда речь идет об ангелах?

В ответ мы должны сказать, что Всевышний Аллах говорил от первого лица, потому что ангелы являются воинами и посланцами Аллаха и приближаются к людям только по Его воле. В Священном Коране подобные обороты неоднократно используются, когда речь идет об ангелах. Например, Всевышний Аллах сказал: «А когда Мы прочтем его, то читай его следом».[vi] Здесь речь идет о том, как ангел Джибрил читал Коран посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и несмотря на это Аллах говорил от первого лица. А поскольку Джибрил читал Коран Пророку по воле Аллаха, чтение Корана действительно можно было связать с именем Всевышнего Аллаха.

То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Когда страх Ибрахима улегся, и он услышал радостную весть, он начал пререкаться с Нами по поводу народа Лута».[vii] В действительности Ибрахим препирался с ангелами, которыми были посланцами Всевышнего Аллаха.

 

Источник: www.muslimka.ru


  • Предисловие
  • Правила, относящиеся к именам Аллаха
    • Все имена Аллаха прекрасны
    • Имена Аллаха указывают на божественные качества
    • Как нужно понимать имена Аллаха
    • Имена Аллаха не подлежат обсуждению
    • Имен Аллаха больше, чем девяносто девять
    • Список прекрасных имён Аллаха
    • Виды неверия в имена Аллаха
  • Правила, относящиеся к качествам Аллаха
    • Качества Аллаха лишены недостатков
    • Качеств Аллаха больше, чем Его имён
    • Качества утверждающие совершенство и отвергающие недостатки
    • Почему утверждающих качеств больше, чем отвергающих
    • Качества, связанные с сущностью и деяниями Аллаха
    • Качества Аллаха непохожи на качества творений
    • Качества Аллаха не подлежат обсуждению
  • Правила, касающиеся текстов Корана и Сунны
    • Имена и качества Аллаха познаются только из Корана и Сунны
    • Очевидный смысл священных текстов нельзя искажать
    • В какой мере нам понятен очевидный смысл священных текстов?
    • Что такое очевидный смысл священных текстов?
    • Качества Аллаха и тавиль мутакаллимов

  • Сомнения, связанные с пониманием божественных качеств
    • Необоснованный упрёк в адрес приверженцев Сунны
    • Чёрный камень — десница Аллаха на земле
    • Души рабов между двумя пальцами Милостивого
    • Я чувствую дыхание Милостивого со стороны Йемена
    • После сотворения земли Аллах обратился к небу
    • Где бы вы ни были, Аллах всюду с вами
    • Мы ближе к человеку, чем яремная вена
    • Ковчег поплыл на глазах у Аллаха
    • Аллах становится слухом и зрением верующего
    • Аллах бежит навстречу верующему
    • Аллах не создавал скот Своими руками
    • Рука Аллаха – над их руками
    • Я заболел, а ты не навестил меня
    • Почему многие великие имамы были мутакаллимами?
    • Является ли отрицание очевидного смысла атрибутов Аллаха большим грехом?

Источник: e-minbar.com


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.