Патологические тоны сердца


  При работе сердца в его камерах и магистральных сосудах периодически возникает перепад давления (градиент давления), что способствует открытию и закрытию клапанов сердца. Работа клапанов, напряжение мышечных структур и магистральных сосудов в период изгнания крови из желудочков создают соответствующие колебания, которые аускультативно мы воспринимаем как тоны {рис. 331). В сущности это не тоны, а шумы — апериодические, разночастные колебания. Но в отечественной медицине их принято называть тонами. В практических целях это удобно, так как не создается путаницы между тонами сердца и шумами, возникающими при пороках сердца.
Открытие клапанов сердца сопровождается появлением низкочастотных колебаний, которые наше ухо не воспринимает, но при
Патологические тоны сердца закрытии клапанов всегда возникают колебания высокой частоты что мы выслушиваем в виде тонов сердца.
Возникающие тоны четко связаны с фазами сердечной деятель ности — с систолой и диастолой желудочков.
Систола желудочков имеет несколько фаз (рис. 332):


  • фаза асинхронного сокращения — сокращение сосочковых мыши и межжелудочковой перегородки, всплытие митрального и три куспидального клапанов;
  • фаза изометрического (изоволюмического) сокращения, это гк риод замкнутых клапанов, когда происходит резкое возрастание внутрижелудочкового давления, напряжение замкнутых мш рального и трикуспидального клапанов, миокарда желудочко! но движения крови в магистральные сосуды еще нет. Нарасти ющий градиент между давлением в желудочках и магистра.и
  • Патологические тоны сердца
    Рис. 332. Поликардиограмма — ЭКГ, сфигмограмма (СФГ), фонокардиограмма (ФКГ)
    Фазы систолы левого желудочка:
    АС (асинхронное сокращение) — от начала зубца О до первой осцилляции I тона, Q — I тон);
    1C — (изометрическое сокращение) — от начала высокочастотного компонента I тона до начала подъема сфигмограммы.
    Т (период напряжения) — от начала зубца Q до начала подъема кривом сфигмограммы.
    Е (период изгнания) — от начала крутого подъема сфигмограммы до самой глубокой точки ее инцизуры
    Механическая систола — сумма времени фазы изометрического сокращения и периода изгнания.
    Общая систола — сумма времени периодов напряжения и изгнания

ных сосудах приводит к открытию полулунных клапанов аорты и легочной артерии;

  • фаза изгнания — начинается сразу после открытия клапанов аорты и легочной артерии, сила сокращения желудочков нарастает к концу фазы изгнания, кровь изгоняется из желудочков в магистральные сосуды.

Диастола желудочков начинается после завершения периода изгнания фазой изометрического (изоволюмического) расслабления желудочков, во время которой давление в желудочках падает, возникший градиент между низким давлением в желудочках и высоким давлением в магистральных сосудах провоцирует обратный ток крови из сосудов в желудочки, который закрывает полулунные клапаны аорты и легочной артерии.
Снижение давления в желудочках приводит к беззвучному открытию митрального и трикуспидального клапанов. Этому способствует
градиент давления между предсердиями и желудочками (в пред сердиях оно равно 5—10 мм рт.ст., в желудочках 0—5 мм рт.ст ) Из-за разности давления происходит поэтапное наполнение же лудочков, вначале быстро — фаза быстрого наполнения желудочков затем медленно — фаза медленного наполнения или диастазис. При нормальной частоте сердечных сокращений диастазис занимае1 большую часть диастолы. После диастазиса наступает фаза активного заполнения желудочков за счет сокращения предсердий — период быстрого активного диастолического заполнения желудочков В конце этой фазы створчатые клапаны всплывают.
Далее цикл повторяется.
В клинической практике обе фазы сердечной деятельности сие толу и диастолу принято подразделять на определенные отрезки или периоды.


о необходимо для понимания происхождения и дифференциации дополнительных тонов и шумов сердца.
Зарубежные клиницисты систолу делят на 3 части — протосие тола (начальная часть систолы), мезосистола — средняя часть, и телесистола — конечная часть (Цукерман, 1963). В нашей стране это деление почти не применяется, систолу подразделяют на физические отрезки — треть, половина или вся систола.
В диастоле различают 3 периода {рис. 333). Деление основано на учете некоторых ориентиров на ЭКГ, ФКГ и сфигмограмме записанных синхронно:
Патологические тоны сердца
Рис. 333. Синхронная запись ЭКГ и ФКГ. Фаза сердечной деятельности систола и диастола, ориентиры их отсчета, деление диастолы на 3 периода

  • протодиастола, она соответствует отрезку от II до III тона (III тон возникает через 0,12—0,19 с от начала тона); при отсутствии
  1. тона окончанием протодиастолы может быть точка, расположенная на средине расстояния между II тоном и началом пресистолы; протодиастола включает период изометрического расслабления желудочков и быстрого пассивного их заполнения;
  • мезодиастола, она лежит между протодиастолой и пресистолой, что примерно соответствует фазе медленного заполнения желудочков;
  • пресистола, конечная часть диастолы, она определяется от начала зубца Р на ЭКГ до зубца Q и соответствует периоду быстрого активного заполнения желудочков в результате сокращения (систолы) предсердий.

Клиническая характеристика тонов
При аускультации сердца на верхушке и у основания мечевидного отростка слышны 2 тона, с ударением на первом {рис. 334).
/ систола диастола / систола диастола
Там              та              Там              та
I тон              II тон              I тон              II              тон
Тоны разделены беззвучными периодами:

  • систола (систолическая пауза) беззвучное изгнание крови из желудочков;
  • диастола (диастолическая пауза) беззвучное заполнение желудочков. Первый беззвучный период короткий, второй — на 1/3—1/2 больше первого. Разница продолжительности систолы и диастолы зависит от частоты сердечных сокращений, чем чаще сокращается сердце, тем меньше между ними разница.

Первый, более громкий слог (Там) соответствует I тону. Первый тон возникает в начале систолы желудочков после длинной паузы. Поэтому его называют систолическим. Его продолжительность 0,09—0,12 с, он низкого тембра, более громкий на верхушке, чем на грудине у мечевидного отростка, что обусловлено большим систолическим напряжением левого желудочка и более поверхностным расположением верхушки. У основания мечевидного отростка I тон менее громкий, чем на верхушке.
I ТОН II тон


Патологические тоны сердца
Основание
Патологические тоны сердца
Верхушка
Основание                             —                            —
Рис. 334. Фонокардиограмма и схема нормальных тонов при выслушши пии на верхушке и на основании сердца
Высота осцилляций и столбиков отражае! звучность (громкость) тыgt;и Короткая пауза — систола, длинная — диастола.
При выслушивании сердца на основании во II межреберьях справа и слева у края грудины после короткой аускультативном паузы (систола желудочков) также слышно 2 тона, но с ударением на втором слоге, более громко.
систола / диастола систола / диастола
там              Та              там              Та
I тон              II тон              I              тон              II тон
Звучащий второй слог соответствует II тону. Второй тон возник^ i в начале диастолы, поэтому его называют диастолическим тоном (gt;и более короткий (0,05—0,07 с), чем первый тон, более высокий.
Аускультативно звучание II тона на аорте и легочной артерии одинаковое, хотя давление в легочной артерии значительно ни/м чем в аорте. Одинаковость звучания объясняется тем, что клан.1 ны легочной артерии лежат более поверхностно, ближе к грудной стенке, клапаны же аорты более удалены от нее.
Механизм возникновения I и И, III и IV тонов
В возникновении I тона ведущая роль принадлежит трем факторам:


  • колебаниям напряженных створок митрального и трикуспи- дального клапанов в начале систолы в фазу изометрического напряжения желудочков, когда все клапаны закрыты;
  • колебаниям мышцы желудочков, перегородки, сосочковых мышц, хорд в период изометрического напряжения;
  • колебаниям начальных отделов аорты и легочной артерии в начале периода изгнания крови из желудочков.

Второй тон образуется в начале диастолы закрытием клапанов аорты и легочной артерии обратным током крови из сосудов в желудочки, находящиеся в состоянии расслабления. Незначительная роль в возникновении II тона принадлежит вибрации стенок аорты и легочной артерии, вызванной тем же обратным током крови Третий тон. Физиологический III тон выслушивается у детей, подростков и у молодых людей астенического телосложения. Появление его у другой категории пациентов, у лиц среднего возраста, а тем более у лиц старших возрастных групп указывает на необходимость углубленного кардиологического обследования. III тон выслушивается вскоре (через 0,12—0,15 с) после II тона. Он находится в протодиастоле и воспринимается как эхо II тона (рис. 335).
Патологические тоны сердца
Патологические тоны сердца
Патологические тоны сердца
—D
Рис.


5. Третий физиологический тон.
Третий тон возникает за счет колебаний стенок желудочков при их быстром пассивном заполнении кровью в начале диастолы. Основным условием появления III тона являются высокий тонус и эластичность миокарда, что имеется у детей и молодых людей.
III тон имеет низкий тембр, он тихий, короткий (0,03—0,06 с). Выслушивается III тон на верхушке сердца и над зоной абсолютной сердечной тупости, лучше в положении пациента лежа на спине, но чаще в течение 1—3 мин после перехода из вертикального в горизонтальное положение. Иногда его можно услышать у лежащею пациента при глубоком выдохе или в положении на левом боку. В вертикальном положении III тон выслушивается исключительно редко.
Четвертый тон. Физиологический четвертый тон также выслушивается у подростков и молодых людей, но очень редко. Возникает он вслед за сокращением предсердий в момент быстрого наполнения желудочков и связан с вибрацией стенок желудочков, имеющих высокий тонус и хорошую эластичность. Лучше IV тон выслушивается лежа, на выдохе. Место выслушивания — верхушка.

  1. тон воспринимается как короткий (0,03—0,10 с), тихий звук непосредственно перед первым тоном, то есть в конце диастолы, мелодия сердца звучит так {рис. 336):

(та) /
Патологические тоны сердцаПатологические тоны сердца
Патологические тоны сердца
Рис. 336. Четвертый физиологический тон.
На фонокардиограмме IV тон имеет 2—3 низкоамплитудные ас- цилляции, возникающие через 0,08—0,15 с от начала зубца Р на ЭКГ.
Основные признаки I, II, 111, IV тонов кратко представлены в табл. 10.
Таблица 10. Основные признаки нормальных сердечных тонов



Признаки 1 1011 II юн Ill юн IV тон
Мест лучшею выслушивания Верхушка Основание Верхушка или ближе к 1 ру- дине Верхушка
Отношение к сердечным фазам Во шикает в начале систолы после большой аус- кулыативной пауш после диастолы Во *никаег в начале диастолы после малой аус- кулыативной пауиgt;1 — после систолы Возникает в начале диастолы вскоре после II тона Возникает в конце диастолы перед I тоном
Продолжительное ib 0,09 0,12 с 0,05 0,07 с 0,03 -0,06 с 0,03-0,10 с
Час ю тая характернее ка 30-120 Гц 70-150 Гц 10 70 Гц 70-100 Гц
Аускулыатив- ная хараюери- стика Громкий, низкий, продолжительный, более фомкий па верхушке Громкий,высокий, короткий, более громкий на основании Тихий, глухой, низкий, короткий Тихий, глухой, низкий, короткий
Совпадение с верхушечным толчком Совпадает 11е совпадав Не совпадает Не совпадает

Важнейшим элементом квалифицированно проведенной аускультации сердца является умение отличить I тон от II (табл. 10), правильно определить фазы сердечной деятельности — систолу и диастолу, правильно соотнести дополнительные тоны и шумы к фазам сердечной деятельности. Все это является основой клинической диагностики здорового или больного сердца. Если аускультативно трудно различить I и II тоны, то применяется прием одновременной аускультации сердца и пальпации верхушечного толчка. Для этого фонендоскоп надо сместить от верхушки в сторону грудины, а на
верхушку установить 2 пальца правой руки. Тон, совпадающий с верхушечным толчком, есть I тон. В случае, когда верхушечный толчок не пальпируется, ориентируются на пульсацию сонной артерии. Фонендоскоп устанавливается на верхушке сердца, а 2 пальца правой руки на сонную артерию в сонном треугольнике, но не пережимая ее. В норме пульсация сонной артерии почти совпадает с I тоном, запаздывая лишь на 0,1 с. Ориентироваться на пульсацию лучевой артерии менее надежно, так как се запаздывание увеличивается до 0,15—0,24 с.
Итак, для различия I и II тонов надо ориентироваться на:


  • место выслушивания: I тон выслушивается и характеризуется но качествам на верхушке, II тон — на основании сердца,
  • отношение тонов к аускультативным паузам, то есть, к фазам сердечной деятельности: I следует после длинной аускультативной паузы (диастолы), II — после короткой (систолы);
  • громкость: I гон более громкий на верхушке, II тон — на основании сердца;
  • высоту звучания тонов: I тон болсс низкий, глухой, II гон более высокий, звучный;
  • продолжительность: I топ более продолжиюльпый, II тон — более короткий;
  • совпадение с верхушечным толчком: I тон совпадает с верхушеч- ным толчком, II тон не совпадает, он звучит в момент отсутствия верхушечного толчка и пульса сонной артерии.

При большой частоте сердечных сокращений (эмоциональная, физическая шпрузка) нередко отличить I от II топа даже при использовании приема пальпации верхушечного толчка и сонной артерии бывает трудно или даже невозможно.
Изменение звучности (громкости) тонов сердца
Изменение звучности тонов может быть в виде усиления или ослабления (приглушения) обоих тонов во всех точках аускультации, либо одного из них, либо в отдельной точке выслушивания (рис. 337) Все причины, способствующие изменению звучности тонов как физиологические, так и патологические, можно разделить на 2 фуппы

  • экстракардиальные;
  • кардиальные.

Экстракардиальные причины:

  • физическое состояние организма (длительный покой, физическая, эмоциональная нагрузка);

Патологические тоны сердца
-D—И

п
т-
U и У               п
п Г
0 и и
У

ЭКГ
ФКГ, тоны Нормальные тоны
Усиление I и II тонов
Ослабление I и II тонов
Ослабление I тона
Ослабление I тона на аорте
Ослабление I тона на легочной артерии
Резкое усиление I тона
Усиление II тона на аорте(акцент)
Усиление II тона на легочной артерии (акцент)
Рис. 337. Варианты изменения звучности тонов сердца. Графическое изображение.

  • утолщение или истончение грудной стенки;
  • состояние легких (вздутие, уплотнение, образование полости, сморщивание);
  • состояние плевры (заполнение плевральной полости жидкостью, воздухом);
  • состояние желудка (величина газового пузыря);
  • уровень стояния диафрагмы.

Кардиальные причины:

  • тип гемодинамики (гиперкинетический, гипокинетический, jy- кинетический);
  • острая и хроническая сердечно-сосудистая недостаточность;
  • состояние перикарда (сращение листков, заполнение перикарда воздухом, жидкостью);
  • состояние миокарда (гипертрофия, воспаление, дистрофия, кардиосклероз);
  • состояние клапанов (уплотнение, сращение створок, разрушение створок);
  • состояние магистральных сосудов (сужение, расширение). Условно в клинике выделяется несколько градаций звучности тонов:
  • тоны громкие;
  • тоны очень громкие, усиленные;
  • тоны приглушенные — звучность тонов снижена, ослаблена (слова «ослабленные тоны» в присутствии пациента не употребляются);
  • тоны глухие — аускультативно едва уловимые тоны;
  • тоны не выслушиваются.

Перечисленные характеристики тонов могут касаться обоих тонов, одного тона, тона в отдельной точке выслушивания.
Варианты звучности тонов здорового человека
Звучность тонов сердца у здоровых людей исключительно индивидуальна, что зависит от ряда причин.
Громкие тоны выслушиваются у всех здоровых лиц в возрасте до 40—50 лет.
Очень громкие (усиленные) тоны выслушиваются у подростков, у астеников с тонкой грудной стенкой, у исхудавших лиц, при эмоциональной и физической нагрузках, что связано с ускорением гемодинамики. Звучность тонов возрастает при глубоком выдохе, наклоне вперед из-за приближения сердца к грудной стенке. Очень громкие тоны возможны у возбудимых лиц, у имеющих гиперкинетический тип гемодинамики (увеличение частоты, силы и
скорости сокращения желудочков), особенно это характерно для многих молодых людей.
Тоны приглушенные — выслушиваются у гиперстеников, у лиц с сильно развитой мускулатурой, обилием жировых отложений, у женщин со значительно развитыми молочными железами. Причина приглушения тонов — утолщение грудной стенки. Тоны сердца становятся приглушенными в горизонтальном положении пациента при длительном покое, во время сна, при глубоком вдохе, что связано со смещением сердца назад, отдалении от грудной стенки и большим прикрытием краями легких.
Тоны очень глухие — у здоровых не наблюдаются.
Изменение звучности одного из тонов или в одной из точек выслушивания у здорового человека наблюдается относительно редко Усиление II тона на аорте, то есть более громкое звучание на аорте в сравнении со II тоном на легочной артерии, отмечается при фи дологическом, кратковременном повышении артериального давления, что бывает при эмоциональной и физической нагрgt;зке. Небольшое усиление II гона на аорте наблюдается у лиц старше 40 лег, особенно у мужчин. Это обусловлено некоторым повышением артериального давления в этом возрасте и уплотнением полулунных клапанов аорты. Преобладание звучания II тона на аорте в сравнении с легочной артерией, или наоборот, называется акцентом.
Усиление II тона на легочной артерии в сравнении со II тоном на аорте наблюдается у подростков (физиологический акцент). Это связано с тем, что легочная артерия у детей и подростков лежит ближе к грудной стенке, чем аорта, в легочной артерии подростков кровяное давление несколько выше, чем у взрослых. Усиление II тона на легочной артерии появляется на вдохе, особенно в горизонтальном положении, что связано с увеличением притока крови к правому отделу сердца, увеличением выброса крови правым желудочком, а следовательно, и повышением кровяного давления в легочной артерии.
Ослабление отдельных тонов у здоровых людей не отмечается.
Изменение звучности обоих тонов в патологии
Экстракардиальные причины Усиление тонов при:

  • приближении сердца к передней грудной стенке (сморщивание краев легких, опухоль заднего средостения, высокий уровень диафрагмы);
  • резонансе тонов в крупных полостях легких, расположенных по соседству с сердцем, при левостороннем пневмотораксе, увеличенном газовом пузыре желудка);
  • улучшении проводимости тонов уплотненными краями легкого по соседству с сердцем.

Ослабление тонов при:

  • увеличении толщины грудной стенки (ожирение, отек подкожной клетчатки в области сердца, подкожная эмфизема, опухоль грудной стенки);
  • прикрытии сердца эмфизематозными легкими;
  • отдалении верхушки сердца от грудной стенки левосторонним экссудативным плевритом.

Кардиальные причины Усиление тонов при:

  • гиперкинетическом типе гемодинамики (нейроциркуляторная дистония, гипертоническая болезнь);
  • тахикардии любого генеза (лихорадка, анемия, инфекционные заболевания, легочные заболевания и др.),
  • I ипертиреозе;
  • скоплении газа в перикарде (резонанс).

Ослабление тонов при:

  • острой сердечно-сосудистой недостаточности;
  • поражении миокарда (миокардит, миокардиосклероз, миокар- диодистрофия);
  • поражении перикарда (слипчивый перикардит, экссудативный перикардит);
  • гипотиреозе.

Тоны сердца не выслушиваются при резко выраженной эмфиземе легких, при тяжелом миокардите, экссудативном перикардите, в агональном состоянии пациента.
Изменение звучности I или II тона
Изменение звучности одного из тонов в основном обусловлено кардиальными причинами.
Усиление I тона:

  • митральный стеноз (хлопающий I тон), что обусловлено уменьшенным кровенаполнением левого желудочка, большой силой и скоростью сокращения полупустого левого желудочка, большой скоростью движения створок митрального клапана;
  • усиление I тона при экстрасистолических сокращениях (сокращение полупустого желудочка, большая степень раскрытия клапана перед систолой);
  • «пушечный тон» — резкий, громкий отдельный I тон, возникающий при полной атриовентрикулярной блокаде и обусловленный случайным одновременным сокращением предсердий и желудочков.

Ослабление I тона (встречается чаще, чем усиление):

  • разрушение митрального и трикуспидального клапана (неполное смыкание клапанов в фазу изометрического сокращения);
  • относительная недостаточность митрального клапана;
  • недостаточность аортального клапана (отсутствие периода замкнутых клапанов);
  • миокардит, кардиосклероз;
  • выраженная гипертрофия левого желудочка;
  • уменьшение эластичности (фиброз), обызвествление створок митрального клапана;
  • атриовентрикулярная блокада;
  • выраженная синусовая брадикардия.

Изменение звучности II тона.
Усиление II тона на аорте:

  • шиертензия большою круга кровообращения любого генеза;
  • склеротическое уплотнение створок клапана.

Ослабление II тона на аорте:

  • разрушение клапанов аорты (порок — аортальная недостаточность);
  • сужение устья аорты;
  • митральный стеноз;
  • левожелудочковая недостаточность;
  • артериальная гипотензия.

Усиление II тона на легочной артерии:

  • легочная гипертензия любого генеза: легочные заболевания, нарушение гемодинамики малого круга — сужение, тромбоз ветвей легочной артерии, митральные пороки, врожденные пороки сердца, миокардит, острый инфаркт миокарда.

Ослабление II тона на легочной артерии:

  • трикуспидальный стеноз или недостаточность;
  • стеноз клапанов легочной артерии;
  • миокардиальная недостаточность правого желудочка.

Источник: www.med24info.com

Изменение тонов в патологических условиях.

Ослабление обоих тонов – внесердечные причины (эмфизема, отек грудной клетки, выпот в перикард), внутрисердечные (ослабление сокращения желудочков).

Усиление обоих тонов – внесердечные (тонкая грудная клетка, сморщивания легких, опухоли заднего средостения) и внутрисердечные (тиреотоксикоз, тахикардия, некоторые интоксикации – кофеин и др.). Большее диагностическое значение имеет изменение тона.

Ослабление 1 тона – на верхушке или в месте выслушивания трехстворчатого клапана связано с уменьшением быстроты нарастания давления в фазу напряжения в желудочках, увеличением количества крови в желудочках в конце диастолы, низкое давление в конце фазы напряжения. Это связано с анатомическими изменениями митрального (трехстворчатого) клапана, снижением сократительной способности миокарда. Встречается при недостаточности митрального (трехстворчатого) клапана, при поражении миокарда (миокардит, кардиосклероз).

Усиление первого тона – на верхушке связано с малым количеством крови в желудочке в конце фазы диастолы, увеличением быстроты нарастания давления в желудочках в фазу напряжения. Наблюдается при митральном стенозе, нарушениях ритма (экстрасистолия, мерцательная аритмия, полная атриовентрикулярная блокада “пушечный тон” Стражеско).

Ослабление второго тона – чаще встречается ослабление второго тона на аорте (2-е межреберье справа) и связано со снижением давления крови (уменьшением его количества) в начале диастолы в аорте. Причины: недостаточность клапанов аорты, стеноз устья аорты.

Усиление второго тона – связано с повышением давления в большом круге кровообращения (усиление – акцент второго тона под аортой), увеличение давления в малом круге кровообращения (акцент второго тона под легочной артерией), склероз клапанов аорты или легочной артерии. Акцент – усиление второго над одним клапаном при неизменном втором тоне над другим.

Раздвоение тонов сердца – связано с неодновременным закрытием клапанов, образующих, как первый, так и второй тон. Раздвоение первого тона может быть физиологическим, патологическим (блокада ножек п. Гиса, большая разница давления в большом и малом руге кровообращения). Раздвоение второго тона – физиологическое и патологическое (митральный стеноз).

Трехчленные ритмы ритм перепела. Встречается при митральном стенозе. Выслушивается на верхушке сердца в начале диастолы (склерозированные и сросшиеся у основания створки митрального клапана при открытии колеблются и дают добавочный тон – митральный щелчок) в сочетании с громким 1 тоном – ритм “перепела” (“спать — по-ра”).

Ритм галопа – трехчленный ритм, возникает при тяжелых поражениях миокарда. В.П. Образцов отмечал, что появление этого ритма – “крик” сердца о помощи. Может быть протодиастолическим или пресистолическим.

Источник: studopedia.ru

Суть и история метода

Фонендоскоп в руках врача настолько привычен, что не вызывает никаких эмоций. Однако появился он по историческим меркам недавно – еще в 19 веке врачи выслушивали сердце и легкие пациента непосредственно ухом, прикладывая его к телу пациента. Первым не совсем приятную для врача процедуру усовершенствовал Рене Лаэннек, дабы исключить прямой контакт с телом пациентки, он прослушал сердце с помощью свернутого в трубку нотного листа. И очень искренне удивился, когда услышал сердечные тоны лучше и четче. Позже доктор изобрел примитивный стетоскоп, еще позже русский ученый П. Н. Коротков придумал фонендоскоп, которым доктора пользуются и сегодня.

Выслушивание сердца

Сердце – постоянно работающий орган. При его сокращениях формируются своеобразные звуки, которые хорошо передаются по тканевым структурам. Именно эти звуки и выслушивает доктор с помощью фонендоскопа.

Алгоритм аускультации сердца достаточно прост, но оценить его правильно может только доктор, имеющий практический опыт. Противопоказаний метод не имеет, его можно использовать для обследования пациентов любых возрастных групп.

Также имеет аускультация сердца точки выслушивания – определенные области на груди, куда детально проецируются различные части миокарда. Посредством аускультации можно:

  1. Оценить ритм сердца.
  2. Проанализировать сократительную силу миокарда.
  3. Оценить тембральную окраску звуков, которые слышны при применении фонендоскопа.
  4. Выявить посторонние шумы.

При помощи фонендоскопа врач может предварительно установить наличие следующих патологий:

  • ишемии (ИБС);
  • пороков сердечной мышцы;
  • гипертрофии желудочков;
  • ари src=»https://davlenienorm.com/wp-content/uploads/2018/11/auskultatsiya-serdtsa-2.jpg» class=»aligncenter» width=»545″ height=»343″[/img] Аритмия на ЭКГ
  • воспалительных процессов в миокарде.

Результаты аускультации определяют дальнейшую тактику ведения пациента. Заподозрив патологию, врач направит больного на дополнительные обследования, после которых сможет точно установить диагноз.

Что еще можно услышать

Если прослушивать работу сердца в целом, то при помощи фонендоскопа можно измерить частоту сердечных сокращений. Для этого подсчитывают число ударов за определенный период времени — у детей за минуту, у взрослых за тридцать секунд (потом умножают полученный результат на два). Таким образом узнают количество сердечных сокращений за минуту.

Таким же методом можно определить и диагностировать аритмию. В этом случае промежуток времени между сокращениями (в спокойном состоянии пациента) будет постоянно меняться. Важно знать, что аритмия не всегда является патологией и может присутствовать даже у человека со здоровым сердцем, например, дыхательная аритмия.

Какими бывают сердечные тоны

Если аускультация сердца в норме, тоны слышатся громко, ясно, не имеют дополнительных созвучий.

  • 1 (систолический) тон. Образуется в период сокращения. В его формировании участвует несколько компонентов – мышечный (работа желудочков), клапанный (функции клапанов), сосудистый (кровоток по главным сосудам), предсердный ( деятельность предсердий). 1 тон слышен на проекции верхушки миокарда и возле мечевидного отростка, у его основания.
  • 2 тон (диастолический) – слышен во 2 межреберье, справа и слева от грудины. Он образуется в начале диастолы и формируется работой клапанов и сосуда, поставляющего кровь в легкие.
  • В норме тембр первого тона ниже, чем тембр второго. Также первый тон всегда длиннее второго. У худощавых людей сердечные звуки слышатся ярче, чем у полных пациентов — солидный жировой слой на груди несколько затрудняет аускультацию.

    Точки аускультации сердца и методика ее проведения

  • Третий сердечный тон лучше выслушивать, когда пациент лежит на спине. Его образуют колебания желудочных стенок в начале диастолы. Проецируется звук на область верхушки или относительно в сторону, к ее внутренней стороне. Чаще выслушивается у молодых, тренированных пациентов. Тон негромкий, невыразительный, неопытный доктор может его не расслышать.
  • Четвертый тон формируется в конце диастолы за счет предсердных сокращений. Чаще всего отсутствует, не выслушивается.

Патологические изменения

Слабое или слишком сильное звучание тонов всегда настораживает доктора. Причин изменения тембра много, они могут спровоцированы болезнями миокарда, а могут возникать в результате сторонних причин.

Снижение тембра основных тонов называется ослаблением и развивается в следующих случаях:

  1. У пациента слишком хорошо развиты мышцы плечевого пояса. Это наблюдается у бодибилдеров, некоторых других спортсменов.
  2. Ослабляются звуки миокарда и у тучных пациентов, четкому звучанию мешает подкожный жир на грудной клетке.

Эти причины не связаны с патологиями, лечение в таких случаях не назначается. Болезненные причины ослабления тонов следующие:

  1. Инфаркт.
  2. Кардиосклероз.
  3. Воспалительные явления в ткани сердца.
  4. Миокардиодистрофия.
  5. Гипертонический криз.
  6. Болезни перикарда.
  7. Клапанная недостаточность.

    Клапанная недостаточность

  8. Гипертрофия ЛЖ.
  9. Экссудативный плеврит. В этом случае экссудат в легких создает дополнительные звуки, которые делают сердечные тоны глухими.

Если тоны слышны слишком четко, их называют усиленными. Усиление отмечают при следующих состояниях:

  1. Переживания, напряжение, стресс.
  2. Учащенное сердцебиение.
  3. Анемии различного генеза.
  4. Астения.
  5. Большая нагрузка.

Причины усиления 1 тона, связанные с болезнями, следующие:

  1. Экстрасистолия.
  2. Тахикардия.
  3. Стенокардия.
  4. Митральный стеноз.

    Стеноз митрального клапана

При неправильной работе эндокринных желез, склерозировании легких ткани тоже усиливается 1 сердечный тон.

Акцент

Понятие акцент применяется ко 2 тону и подразумевает его усиление. При анализе 2 тона доктор сравнивает громкость в основных точках и анализирует результат. «Аортальный» акцент возникает:

  1. При высоком АД, если у больного диагностирована артериальная гипертензия.
  2. При атеросклерозе 2-хстворчатого клапана.

Акцент в области легочного ствола развивается:

  1. При митральном стенозе.
  2. При клапанной недостаточности.
  3. При эмфиземе
  4. При фиброзе легочной ткани.
  5. При гипотонии.

    Акценты тонов сердца

Расщепленные тоны

Если клапаны сердца работают не в унисон, сердечные звуки выслушиваются как два отдельных удара, гораздо короче по длительности, чем единичный тон. Причиной патологического расщепления первого тона может стать блокада правой ножки пучка Гиса, а также повышение аортального давления.

Физиологическое расщепление встречается у молодых здоровых людей и связано с фазами дыхания.

Добавочные тоны и патологические ритмы

Если кроме основных, врач слышит и добавочные звуки, это, скорее всего, свидетельствует о наличии патологии миокарда. Добавочные тоны возникают при следующих болезнях – инфаркт, митральный пролапс, митральный стеноз, перикардит и др. Вот примеры патологических ритмов, при которых отчетливо слышны добавочные звуки:

  • Ритм галопа. При аускультации сердца, проводимой по 5 точкам, врач слышит дополнительные тоны на верхушке и в 5 точке. Таким образом, сердечные тоны напоминают топот лошади. Прослушайте ритм в предлагаемом видео:

  • Ритм перепела. Развивается при сужении атриовентрикулярного отверстия слева. Первый тон в этом случае усилен, второй – раздвоен. Прослушать ритм перепела предлагаем здесь:

  • Перикард – тон. Возникает при резком растяжении ЛЖ, на фоне утолщенного перикарда.
  • Систолический щелчок – развивается дополнительный тон при митральном пролапсе.
  • Ритм маятника.

Все добавочные тоны следует отличать от физиологического раздвоения. Сделать это в состоянии только кардиолог-профессионал.

Расшифровка результатов

Нормальные звуковые эффекты при аускультации сердца заключаются в наличии двух тонов, которые соответствуют поочередному сокращению предсердий и желудочков. Также в норме должны отсутствовать шумы и патологические сердечные ритмы (ритм перепела, ритм галопа).

Шумы представляют собой звуки, которые появляются при патологическом поражении клапанов – грубые при стенозе (рубцовом сужении) клапана и мягкие, дующие при недостаточности (неполном смыкании створок) клапана. И в первом, и во втором случае шум обусловлен неправильным током крови через суженное или, наоборот, расширенное клапанное кольцо.

Патологические тоны сердца
примеры типичных шумов при патологии и распределение их по тонам (1-4)

Так, например, при стенозе митрального клапана будет выслушиваться диастолический шум (между 11 и 1 тонами) под левым соском, а систолический шум (между 1 и 11 тонами) в этой же точке характерен для недостаточности митрального клапана. При стенозе аортального клапана выслушивается систолический шум во втором межреберье справа, а при недостаточности аортального клапана – диастолический шум в точке Боткина-Эрба.

Патологические ритмы в сердце заключаются в возникновении звуков между двумя основными тонами, которые в целом дают специфические созвучия. Например, при пороках сердца выслушиваются ритм галопа и ритм перепела.

Таблица: распространенные явления, регистрируемые с помощью аускультации

Патологические тоны сердца

Обязательные правила аускультации

Для результативного проведения сердечной аускультации необходимо соблюдать несколько важных правил:

  1. Каждый врач пользуется только своим, индивидуальным фонендоскопом.
  2. Аускультация сердца у детей требует использования специального детского фонендоскопа или детских насадок для стандартного фонендоскопа.
  3. Процедура не терпит лишних звуков, обследование проводится при отсутствии каких-либо посторонних шумов. Абсолютная тишина в кабинете – оптимальный вариант.
  4. Перед обследованием пациент освобождает от одежды верхнюю часть тела. Освобождать только часть грудной клетки неправильно.

    Аускультация сердца

  5. В кабинете должно быть тепло. Насадка фонендоскопа также не должна быть холодной.
  6. Фонендоскоп должен идеально прилегать к коже. При наличии волосяного покрова на грудной клетке, кожа смазывается специальным гелем или маслом.
  7. Обследовать пациента нужно в комфортной позе. Можно проводить аускультацию, когда пациент стоит, сидит или лежит.

Как обнаруживаются шумы?

Определение заболевания (диагностика) заключается в выявлении и анализе внешних проявлений (симптомов) болезни, которые опознаются врачом в ходе обследования больного. При этом прежде всего используются основные инструменты, всегда доступные любому – органы чувств.

Необходимость обеспечения энергией для жизни организма, передаваемой кислородом с гемоглобином крови, обуславливает существование постоянного движения крови – жидкости, являющейся энергоносителем для нашего тела. Поддерживается непрерывность перемещения крови работой своеобразного мышечного насоса – сердца. Внешние проявления работы этого насоса можно определить на слух – это стук сердца, сердцебиение. Или на ощупь – приложив руку к грудной клетке и ощутив её колебания от сокращений сердца. Звук сокращения и расслабления сердечной мышцы слышен даже невооружённым ухом, приложенным к грудной клетке обследуемого. Так раньше и слушали сердце у пациента.

Патологические тоны сердца
Лишь две сотни лет назад доктор Лаэннек ввёл в практику врачей использование простейшего приспособления для упрощения процесса выслушивания звуков внутри организма – стетоскоп. Это небольшая трубка с двумя раструбами на концах. Один конец прикладывается к телу пациента, а другой – к уху диагноста. Потом инструмент усовершенствовали, добавив в конструкцию гибкую мембрану, усиливающую звуковые колебания, и соединив звукопринимающую головку гибкими звукопроводящими трубками с двумя наконечниками, вставляющимися в уши врача. Так и получился знакомый всем стетофонендоскоп, без которого образ врача просто не представляется.

Как проводится обследование

Существует определенная техника аускультации сердца, которую хорошо знают все врачи. В ее основе лежит выслушивание сердца по определенным точкам. Выделяют 6 точек для проведения аускультации – 4 считаются основными, 2 дополнительными. Каждой точке присвоен номер от одного до шести. Выслушивание проводится в строго определенном порядке от первой до шестой точки. Молодые врачи могут перед наложением фонендоскопа использовать пальпацию для точного определения каждой точки.

  • 1 точка расположена слева от грудины, по срединно-ключичной линии, в 5 межреберье. Сюда проецируется верхушечный толчок и хорошо выслушивается митральный клапан.
  • 2 точка расположена справа от грудной кости, во втором межреберье. Это область выслушивания аортального клапана.
  • 3 аускультативная точка располагается напротив второй, слева, находится во втором межреберье. Здесь прослушивается легочный клапан.
  • 4 точка находится у основания мечевидного отростка. В этой области выслушивают 3-х створчатый клапан.

    Точки выслушивания сердца

  • 5 точка – выслушивается аортальный клапан. Эта точка получила название – точка Боткина-Эрба. При наложении фонендоскопа врач должен следить, чтобы большая часть фонендоскопа лежала слева, в 3 межреберье, а остальная часть – на грудной кости.
  • Дополнительная шестая точка позволяет слушать митральный клапан и располагается слева от грудной кости в 4 межреберье.

Патологии. Появление третьего и четвертого тона у взрослого

Как было уже сказано, эти тоны не должны появляться в здоровом взрослом сердце. Если они появились, то это может говорить о следующем:

Появление третьего тона:

  • Недостаточность створчатых клапанов.
  • Миокардит, инфаркт, сердечная недостаточность.
  • Артериальная гипертензия, аортальный стеноз.

Появление четвертого тона:

  • Недостаточность створчатых клапанов.
  • Миокардит, инфаркт, сердечная недостаточность.

Проявление и того, и другого тона:

  • Расширение аорты.
  • Пролапс митрального клапана.

Врачебные тонкости

Врачам знакомы и тонкости аускультации в зависимости от фазы дыхания. К примеру, патологии трехстворчатого клапана выслушиваются лучше при задержке дыхания на вдохе, в положении лежа на левом боку лучше оценивается работа аортального клапана, остальные клапаны лучше выслушивать при задержке дыхания после спокойного выдоха.

Если тоны слышны нечетко, следует предложить пациенту выполнить 5 – 6 приседаний или походить в течение нескольких минут. Небольшая нагрузка усилит кровообращение, что сделает тоны более значимыми.

Что такое шум сердца?

Звуки, возникающие при работе сердца и отличающиеся по своим свойствам от тонов, стали называть сердечными шумами.

Само слово «шум» несёт значение ненужного, мешающего, бесполезного звука. Действительно. Сердечные шумы не отражают нужную для организма работу сердца, мешают прослушивать его нормальные тоны. А вот для диагностики они очень даже полезны.

Звук характеризуется силой (громкостью), высотой (тембром), продолжительностью. Так как шумы сравнивают с ориентиром – тонами, то добавляют и ещё одну характеристику – время возникновения относительно тона (раньше, одновременно, после). Простая схема определения характеристик даёт в результате подробное и точное описание симптома, понятное врачу. Так определение «грубый систолический шум» означает выслушивание при сокращении сердца (систоле) громкого низкого постороннего звука. А запись «мягкий постсистолический шум» – наличие менее интенсивного и более высокого звука, продолжающегося после завершения тона сердечного сокращения. Зная строение и хорошо понимая механизм работы сердца, диагност может уверенно сопоставить результат с причиной.

Соотношение точки прослушивания шума с анатомическим строением сердца и знание механизма образования звука при работе этого органа позволяет врачу сделать предположение о причине возникновения отклонения.

Важность такой аускультативной («аускультация» – выслушивание) диагностики особенно велика, когда нет возможности применить другие методы. Прежде всего, когда больной не вступает в контакт с врачом, не может описать свои жалобы и ощущения. Это относится не только к случаям бессознательного состояния, но и просто к детям.

Таблица: патологии, аускультативным признаком которых являются сердечные шумы

Патологические тоны сердца

Детская аускультация сердца: особенности

Особенности выслушивания детского миокарда в первую очередь заключаются в применении специального детского фонендоскопа. Звуки, которые слышит доктор при обследовании, интерпретируются немного иначе, чем у взрослого человека. Например, отчетливое появление 3 и 4 тона у детей дошкольного возраста считается нормальным явлением, а у взрослого человека свидетельствует о наличии патологий. Детская грудная клетка тоньше, чем у взрослых людей, поэтому звуки проводятся отчетливо.

Аускультация сердца у детей

Методика детской аускультации та же — выслушивают сердце ребенка по тем же точкам, что и у взрослого. Характерно отчетливое усиление второго тона у детей, также паузы между тонами у новорожденных обычно одинаковы по времени. Если бы такие паузы присутствовали у взрослого человека, врач мог бы предположить наличие патологического ритма маятника. Для новорожденных ритм маятника считается нормой.

Появление сердечного шума сразу после рождения может свидетельствовать о врожденных дефектах развития миокарда, пороках, у ребенка до 5 лет дополнительный шум может быть признаком ревматических болезней.

У мальчиков 13 – 15 лет нередко выявляются физиологические шумы, которые не считаются патологическим, а лишь подтверждают, что организм ребенка вступил в период роста и сопряженной с ним перестройки гормонального фона.

Патологии. Нарушение звучания тонов

Теперь можно поговорить о возможных диагнозах, которые могут быть выявлены при помощи фонендоскопа. Внимание! Все диагнозы примерны и предположительны! Поставить его точно может только специалист.

Болезнь сердца

Возможные нарушения при ослаблении/усилении тонов:

Ослабление Усиление
Обоих тонов
  • Миокардит, инфаркт миокарда.
  • Коллапс.
  • Слишком сильное развитие молочных желез.
  • Ожирение.
  • Гидроторакс (левосторонний).
  • Эмфизема.
  • Лихорадка.
  • Базедова болезнь.
  • Тахикардия.
  • Тонкая грудная клетка (у детей это норма).
Первого тона
  • Поражение митрального клапана.
  • Диффузные поражения миокарда.
  • Экстрасистолия.
  • Стеноз и невроз сердца.
Второго тона
  • Недостаточность клапанов аорты и легочной артерии.
  • Коллапс, гипотония.
  • Невроз сердца.
  • Легочная гипертензия.

Расщепление

Если тоны расщепляются, то это может говорить как о норме, так и о блокаде ножек пучка Гиса. В случае блокады присутствуют также другие признаки данной болезни, например, деформация комплекса QRS на электрокардиограмме, но это совсем другая история.

Если сердце «шумит»

Сердечный шум – это звук, который возникает аорте, в полостях органа, в области легочного ствола при появлении вихревого потока крови. Такие завихрения может провоцировать аневризма, анемия, тиреотоксикоз, патологии сердечных перегородок и клапанов. Также появление внесердечного шума встречается при заболеваниях легких. Шумы, связанные с какой-либо патологией, называются органическими.

Шумы сердца

Второй тип сердечных шумов – функциональные. Они иногда выслушиваются у абсолютно здоровых пациентов. Функциональные шумы связаны с усилением тока крови, иногда они же встречаются при анемии у детей.

Шумы разделяют по частоте колебаний звука на следующие группы:

  • низкочастотные;
  • высокочастотные;
  • среднечастотные.

Шумы, связанные с систолой, называют систолическими, с диастолой – диастолическими.

При аускультации пациента врач сначала оценивает тоны сердца, после выявляет шумы. Наличие шума обнаруживается по тем же точкам, по которым оценивают всю работу миокарда. В конце аускультации врач спокойно передвигает фонендоскоп по всей грудной клетке, тщательно прослушивая всю область проекции миокарда – это позволяет выяснить, в области какого клапана шум слышен четче.

Патологические тоны сердца

Оттенки шумов бывают разными, оценивается место их появления, степень интенсивности и громкости выявленных звуков. Тембрально выделяют следующие разновидности патологических шумов:

  • нежные;
  • свистящие;
  • шипящие;
  • воющие;
  • грубые;
  • слабые.

Дифференцировать сердечные шумы, вызванные болезнью, в первую очередь следует от звуков, вызванных паракардиальными причинами. Это шумы, возникающие при трении перикарда, сращении плевральных листков, других заболеваниях легких.

Все патологические симптомы, выявленные при аускультации пациента, не могут являться окончательными факторами для точной диагностики. Дефекты сердечных тонов, патологические ритмы, шумы в сердце всегда являются основанием для более подробного обследования пациента. Аускультация требует определенных навыков от врача-кардиолога или терапевта. От того, насколько точно и тонко он определит функциональные способности сердечной мышцы при данном методе обследования, зависит план дальнейших диагностических мероприятий.

Всем больным с подозрением на патологии миокарда в срочном или плановом порядке назначается кардиограмма – основной метод обследования деятельности сердца. Дополнительно доктор направляет больного на ультразвуковое исследование, при аритмиях и артериальной гипертензии очень показательны результаты холтеровского мониторирования и СМАД, для определения функциональных способностей миокарда применяют функциональные пробы. Также для диагностики имеют значение клинические исследования крови.

Аускультация и другие обследования сердца – процессы сложные. Поэтому всегда обращайтесь к профессиональным специалистам. Это залог вашего здоровья.

Подготовка врача и пациента

Врач должен предупредить о процедуре. Надо объяснить для чего проводится аускультация, как ее будут проводить, и как при этом должен вести себя пациент. Помимо этого необходимо подготовить аппарат для аускультации и кабинет.

  • Фонендоскоп.
      Фонендоскоп или стетоскоп должен пройти поверку и быть постоянным. Чем дольше врач пользуется прибором для аускультации, тем лучше слышит изменения звука.
  • Врачу следует продезинфицировать мембрану или камеру (если используется стетоскоп) и согреть головку фонендоскопа. Тепло и обеззараживание нужны для комфорта и безопасности пациента.
  • Руки. Руки врача должны быть чистыми и теплыми, поскольку прикосновений к пациенту не избежать. В случае с женщинами можно попросить о том, чтобы пациентка сама поддерживала грудь, чтобы не нарушать личное пространство.
  • Положение пациента.
      Если речь идет о стационаре, то аускультацию проводят лежа.
  • При амбулаторном приеме сердце слушают в положении сидя.
  • При подозрении на патологию пациента укладывают на левый бок или вполоборота, усаживают с наклоном вперед или прямо.
  • Помещение. В кабинете врача должно быть тепло и тихо. Мелкая дрожь от холода или крики в очереди могут исказить результаты.
  • Дыхание. Спокойное — самый простой вариант, иногда врач может попросить сделать медленный выдох или задержать дыхание.

Правила поведения в кабинете врача нужно соблюдать, поскольку это залог правильной диагностики.

Патологические тоны сердца
Тишина и покой в кабинете — обязательные условия

Сердечные шумы в период беременности

При беременности нередко выявляются сердечные шумы. В большинстве случаев – они функционального характера и связанны с резко вырастающей нагрузкой на сердце у беременных. Особенно этим характерен третий триместр. Появление шумов при беременности – очень важный и значимый момент, указывающий на необходимость тщательного контроля за состоянием женщины, работой почек, артериальным давлением, дозированием нагрузок. При соблюдении этих требований беременность и роды протекают нормально и не приводят к поражению сердца.

Патологические тоны сердца

Цель проведения

С его помощью проводится профосмотры пациентов на предмет выявления заболеваний сердца и сосудов. Заподозрить по изменению аускультативной картины можно следующие заболевания:

  • пороки развития (врожденные/приобретенные);
  • миокардиты;
  • перикардиты;
  • анемии;
  • дилатация или гипертрофия желудочков;
  • ишемия (стенокардия, инфаркт).

Фонендоскоп регистрирует звуковые импульсы по время сокращений миокарда, называемые тонами сердца. Описание их силы, динамичности, длительности, степени звучания, места формирования является важным аспектом, так как каждое заболевание имеет специфическую картину. Это помогает врачу предположить заболевание и направить больного в специализированный стационар.

Какое обследование в дальнейшем необходимо?

В том случае, если врачу при осмотре удалось выслушать ритм галопа или ритм перепела, он должен направить пациента на дообследование. В первую очередь необходимо проведение ЭКГ и рентгенографии грудной клетки. Любое из перечисленных заболеваний можно выявить при выполнении данных методов (инфаркт – на ЭКГ, гипертрофия или дилатация сердца – на рентгенограмме и т. д.).

Патологические тоны сердца

Для уточнения характера патологических тонов в сердце используется фонокардиография (ФКГ) – исследование, при котором с помощью микрофона усиливаются звуки тонов, а затем преобразуются в графическое изображение при помощи писчего устройства. ФКГ интерпретируется специалистом и помогает достоверно выяснить, чем обусловлены патологические звуковые феномены. Часто ФКГ проводится детям при подозрении на порок сердца.

Однако, полный клинический диагноз может быть установлен только после проведения визуализирующих методов диагностики – УЗИ (эхокардиоскопии) или КТ (МРТ, МСКТ) сердца. Данные методы позволяют с большой точностью установить тип порока, наличие кардиомиопатии или поствоспалительного рубца, а также локализацию патологических изменений.

Подростковый период

Подросток объединяет в себе черты и ребёнка, и взрослого. Это касается и подростковых сердечных шумов. Чаще всего они относятся к функциональным, связанным с периодом роста. В таком случае со временем они проходят. Но могут быть обнаружены впервые и врождённые шумы сердца, по каким-либо причинам благополучно не выявленные ранее. Прежде это было случаем совершенно исключительным, но сейчас уже отнюдь не редкость. Причиной юношеских шумов может стать приобретённый порок сердца. В преобладающем большинстве случаев это связано с ревматическим поражением, но возможны и другие заболевания, приводящие к возникновению изменений в клапанах сердца.

Источник: kprfrd.su


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.