Аускультация сердца тоны


Места наилучшего выявления звуков сердца — тонов, а также шумов — не всегда совпадают с анатомической локализацией их источников — клапанов и закрываемых ими отверстий (рис. 45). Так, митральный клапан проецируется в месте прикрепления III ребра к грудине слева; аортальный — по середине грудины на уровне III реберных хрящей; легочной артерии — во II межреберье слева у края грудины; трехстворчатый клапан — на середине линии, соединяющей места прикрепления к грудине хрящей III левого и V правого ребер. Такая близость клапанных отверстий друг к другу затрудняет изолирование звуковых явлений в месте истинной их проекции на грудную клетку. В связи с этим определены места наилучшего проведения звуковых явлений от каждого из клапанов.

Проекция клапанов сердца на грудную клетку
Рис. 45. Проекция клапанов сердца на грудную клетку:
А – аортальный;
Л – легочной артерии;
Д, Т – двух- и трехстворчатые.


Местом выслушивания двухстворчатого клапана (рис. 46, а) служит область верхушечного толчка, т. е. V межреберье на расстоянии 1—1,5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии; клапана аорты — II межреберье справа у края грудины (рис. 46, б), а также 5-я точка Боткина — Эрба (место прикрепления III— IV ребра к левому краю грудины; рис. 46, в); клапана легочной артерии — II межреберье слева у края грудины (рис. 46, г); трехстворчатого клапана — нижняя треть грудины, у основания мечевидного отростка (рис. 46, д).

Выслушивание клапанов сердца
Рис. 46. Выслушивание клапанов сердца:
а — двухстворчатого в области верхушки;
б, в — аортального соответственно во II межреберье справа и в точке Боткина — Эрба;
г — клапана легочной артерии;
д — трехстворчатого клапана;
е — порядок выслушивания тонов сердца.

Выслушивание проводится в определенной последовательности (рис. 46, е):

  1. область верхушечного толчка; II межреберье справа у края грудины;
  2. II межреберье слева у края грудины;
  3. нижняя треть грудины (у основания мечевидного отростка);
  4. точка Боткина — Эрба.

Такая последовательность обусловлена частотой поражения клапанов сердца.

Порядок выслушивания клапанов сердца:


У практически здоровых лиц при выслушивании сердца обычно определяются два тона — первый и второй, иногда третий (физиологический) и даже четвертый.

В норме I и II тоны сердца (англ.):

Первый тон составляет сумма звуковых явлений, возникающих в сердце во время систолы. Поэтому он называется систолическим. Он возникает в результате колебаний напряженной мышцы желудочков (мышечный компонент), замкнутых створок двух- и трехстворчатого клапанов (клапанный компонент), стенок аорты и легочной артерии в начальный период поступления в них крови из желудочков (сосудистый компонент), предсердий при их сокращении (предсердный компонент).

Образование и компоненты I тона (англ.):

Второй тон обусловлен захлопыванием и возникающими при этом колебаниями клапанов аорты и легочной артерии. Его появление совпадает с началом диастолы. Поэтому он называется диастолическим.

II тон сердца (англ.):


Между первым и вторым тонами наступает малая пауза (никаких звуковых явлений не прослушивается), а за вторым тоном следует большая пауза, после которой снова возникает тон. Однако начинающие обучение студенты нередко с большим трудом различают первый и второй тоны. Для облегчения этой задачи рекомендуется вначале выслушивать здоровых людей с медленным сердечным ритмом. В норме первый тон выслушивается громче у верхушки сердца и в нижней части грудины (рис. 47, а). Это объясняется тем, что к верхушке сердца лучше проводятся звуковые явления с митрального клапана и систолическое напряжение левого желудочка выражено больше, чем правого. Второй тон громче выслушивается у основания сердца (в местах выслушивания аорты и легочной артерии; рис. 47, б). Первый тон более продолжительный и низкий, чем второй.

Места наилучшего выслушивания тонов сердца
Рис. 47. Места наилучшего выслушивания тонов сердца:
а – I тона;
б – II тона.

Выслушивая попеременно тучных и худощавых людей, можно убедиться, что громкость сердечных тонов зависит не только от состояния сердца, но и от толщины окружающих его тканей. Чем больше толщина мышечного или жирового слоя, тем меньше громкость тонов, причем как первого, так и второго.

Определение I тона сердца по верхушечному толчку и по пульсу сонной артерии
Рис. 48. Определение I тона сердца по верхушечному толчку (a) и по пульсу сонной артерии (б).


Тоны сердца следует научиться дифференцировать не только по относительной громкости на верхушке и основании его, по разной их продолжительности и тембру, но и по совпадению появления первого тона и пульса на сонной артерии или первого тона и верхушечного толчка (рис. 48). По пульсу на лучевой артерии нельзя ориентироваться, так как он появляется позже первого тона, особенно при частом ритме. Различать первый и второй тоны важно не только в связи с их самостоятельной диагностической значимостью, но и потому, что они играют роль звуковых ориентиров для определения шумов.

Третий тон вызывается колебаниями стенок желудочков, преимущественно левого (при быстром наполнении их кровью в начале диастолы). Он выслушивается при непосредственной аускультации на верхушке сердца или несколько кнутри от нее, причем лучше в положении больного лежа. Этот тон очень тихий и при отсутствии достаточного опыта аускультации может не улавливаться. Он лучше выслушивается у лиц молодого возраста (в большинстве случаев вблизи верхушечного толчка).

III тон сердца (англ.):

Четвертый тон является результатом колебаний стенок желудочков при быстром их наполнении в конце диастолы за счет сокращения предсердий. Выслушивается редко.

IV тон сердца (англ.):


Далее: изменение тонов сердца.

 

 

Послушать тоны и шумы сердца в норме и при патологии можно на сайте http://www.prodiagnosi.com/old_site/item_41.html

Источник: www.plaintest.com

Сердечный цикл

Все структуры сердца работают согласованно и последовательно, чтобы обеспечить эффективный кровоток. Длительность одного цикла в покое (то есть, при 60 ударах в минуту) составляет 0,9 секунды. Он состоит из сократительной фазы – систолы и фазы расслабления миокарда – диастолы.

Пока сердечная мышца расслаблена, давление в камерах сердца ниже, чем в сосудистом русле и кровь пассивно поступает в предсердия, затем в желудочки. Когда последние заполняются на ¾ своего объема, предсердия сокращаются и с силой проталкивают в них оставшийся объем. Этот процесс называется систолой предсердий. Давление жидкости в желудочках начинает превышать давление в предсердиях, из-за чего атриовентрикулярные клапаны захлопываются и отграничивают полости друг от друга.


Кровь растягивает мышечные волокна желудочков, на что они отвечают быстрым и мощным сокращением – наступает систола желудочков. Давление в них быстро нарастает и в момент, когда оно начинает превышать давление в сосудистом русле, клапаны последних аорты и легочного ствола открываются. Кровь устремляется в сосуды, желудочки запустевают и расслабляются. Высокое давление в аорте и легочном стволе закрывает полулунные клапаны, поэтому обратно в сердце жидкость не поступает.

За систолической фазой следует полное расслабление всех полостей сердца – диастола, после которой наступает следующая стадия наполнения и сердечный цикл повторяется. По времени диастола в два раза превышает систолу, поэтому сердечная мышца имеет достаточное время для отдыха и восстановления.

Образование тонов

54688446648648

Растяжение и сокращение волокон миокарда, движения створок клапанов и шумовые эффекты струи крови рождают звуковые колебания, которые улавливает человеческое ухо. Таким образом, выделяют 4 тона:

1 тон сердца появляется во время сокращения сердечной мышцы. Он складывается из:

  • Вибрации напряженных волокон миокарда;
  • Шума схлопывания створок председрно-желудочковых клапанов;
  • Вибрации стенок аорты и легочного ствола под давлением поступающей крови.

zabolevania-serdca-12

В норме он доминирует на верхушке сердца, которая соответствует точке в 4-м межреберье слева. Выслушивание первого тона по времени совпадает с появлением пульсовой волны на сонной артерии.

2 сердечный тон появляется через короткий промежуток времени после первого. Он слагается из:

  • Схлопывания створок аортального клапана:
  • Схлопывания створок клапана легочного ствола.

Он менее звучный, чем первый и превалирует во 2-м межреберье справа и слева. Пауза после второго тона более длинная, чем после первого, так как она соответствует диастоле.

3 сердечный тон не является обязательным, в норме он может и отсутствовать. Он рождается колебаниями стенок желудочков в тот момент, когда происходит пассивное заполнение их кровью. Чтобы уловить его ухом, необходим достаточный опыт в аускультации, тихое помещение для обследования и тонкая передняя стенка грудной полости (что встречается у детей, подростков и астеничных взрослых).


4 сердечный тон также относится к необязательным, отсутствие его не считается патологией. Он появляется в момент систолы предсердий, когда происходит активное заполнение желудочков кровью. Четвертый тон лучше всего выслушивает у детей и субтильных молодых людей, у которых грудная клетка тонкая, а сердце плотно прилегает к ней.

В норме тоны сердца ритмичные, то есть возникают после одинаковых промежутков времени. Например, при частоте сердечных сокращений 60 в минуту после первого тона до начала второго проходит 0,3 секунды, а после второго до следующего первого – 0,6 секунды. Каждый из них хорошо различим на слух, то есть тоны сердца ясные и громкие. Первый тон довольно низкий, продолжительный, звучный и начинается после относительно длительной паузы. Второй тон выше, короче и возникает после небольшого промежутка тишины. Третий и четвертый тоны выслушиваются после второго – в диастолическую фазу сердечного цикла.

Видео: тоны сердца – обучающее видео

Изменения тонов

Тоны сердца являются по своей сути звуковыми волнами, поэтому их изменения происходят при нарушении проведении звука и патологии структур, которые эти звуки издают. Выделяют две основные группы причин, по которым сердечные тоны звучат отлично от нормы:


  1. Физиологические – они связаны с особенностями исследуемого человека и его функциональным состоянием. Например, избыточная подкожно-жировая около перикарда и на передней стенке груди у тучных людей ухудшает проведение звука, поэтому тоны сердца становятся приглушенными.
  2. Патологические – они возникают при повреждении структур сердца и отходящих от него сосудов. Так, сужение атриовентрикулярного отверстия и уплотнение его створок приводит к появлению щелкающего первого тона. Плотные створки при схлопывании издают более громкий звук, чем нормальные, эластичные.

Приглушенными тоны сердца называют в случае, когда они теряют свою ясность и становятся плохо различимыми. Слабые глухие тоны во всех точках аускультации наводят на мысли о:

  • Диффузном поражении миокарда со снижением его способности сокращаться – обширный инфаркт миокарда, миокардит, атеросклеротический кардиосклероз;
  • Выпотном перикардите;
  • Ухудшении проведения звука по причинам, не связанным с сердцем – эмфизема легких, пневмоторакс.

Ослабление одного тона в какой-либо точке аускультации дает довольно точную характеристику изменениям в сердце:

  1. Приглушение первого тона на верхушке сердца говорит о миокардите, склерозе сердечной мышцы, частичном разрушении или недостаточности атриовентрикулярных клапанов;
  2. Приглушение второго тона во 2-м межреберье справа возникает при недостаточности клапана аорты или сужении (стенозе) ее устья;
  3. Приглушение второго тона во 2-м межреберье слева свидетельствует от недостаточности клапана легочного ствола или о стенозе его устья.

При некоторых болезнях изменение тонов сердца носит настолько специфичный характер, что получает отдельное название. Так, для митрального стеноза характерен «ритм перепела»: хлопающий первый тон сменяется неизмененным вторым, после которого возникает эхо первого – добавочный патологический тон. Трех- или четырехчленный «ритм галопа» возникает при тяжелом поражении миокарда. В этом случае кровь быстро растягивает истонченные стенки желудочка и их колебания рождают дополнительный тон.

Усиление всех сердечных тонов во всех точках аускультации встречается у детей и у астеничных людей, так как у них передняя грудная стенка тонкая и сердце довольно близко лежит от мембраны фонендоскопа. При патологии характерно увеличение громкости отдельных тонов в определенной локализации:

  • Громкий первый тон на верхушке возникает при сужении левого атриовентрикулярного отверстия, склерозе створок митрального клапана, тахикардии;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева говорит о повышении давления в малом круге кровообращения, что приводит к более сильному схлопыванию створок клапана легочной артерии;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева свидетельствует от повышении давления в аорте, атеросклерозе, уплотнении стенки аорты.

5468468486

Аритмичные тоны говорят о нарушении в проводящей системе сердца. Сердечные сокращения возникают с различными интервалами, так как не каждый электрический сигнал проходит через всю толщу миокарда. Тяжелая атриовентрикулярная блокада, при которой работа предсердий не согласована с работой желудочков приводит к появлению «пушечного тона». Он обусловлен одномоментным сокращением всех камер сердца.

Раздвоение тона – это замещение одного продолжительного звука двумя короткими. Оно связано с рассинхронизацией работы клапанов и миокарда. Раздвоение первого тона возникает из-за:

  1. Неодновременного закрытия митрального и трехстворчатого клапанов при митральном/трикуспидальном стенозе;
  2. Нарушения электрической проводимости миокарда, по причине которого предсердия и желудочки сокращаются в разное время.

Раздвоение второго тона связано с расхождением по времени схлопывания створок аортального и легочного клапанов, что говорит об:

  • Избыточном давлении в малом круге кровообращения;
  • Артериальной гипертензии;
  • Гипертрофии левого желудочка при митральном стенозе, из-за которого его систола заканчивается позже и аортальный клапан закрывается с опозданием.

При ИБС изменения тонов сердца зависят от стадии заболевания и произошедших изменений в миокарде. В начале болезни патологические изменения выражены слабо и тоны сердца остаются нормальными в межприступный период. Во время приступа они становятся приглушенными, неритмичными, может появляться «ритм галопа». Прогрессирование болезни приводит к стойкой дисфункции миокарда с сохранением описанных изменений даже вне приступа стенокардии.

Следует помнить, что не всегда изменение характера тонов сердца говорит о патологии именно сердечно-сосудистой системы. Лихорадка, тиреотоксикоз, дифтерия и многие другие причины приводят к изменению сердечного ритма, появлению добавочных тонов или их приглушению. Поэтому доктор интерпретирует аускультативные данные в контексте всей клинической картины, что позволяет наиболее точно определить характер возникшей патологии.

Источник: sosudinfo.ru

Изменения тонов сердца,

      Приглушение обоих тонов, наблюдающееся при снижении сократительной способности сердечной мышцы, может быть как под влиянием экстракардиальных причин (чрезмерная подкожно-жировая клетчатка, анасарка, значительное развитие молочных желез у женщин, выраженное развитие мускулатуры груда, эмфизема легких, накопление жидкости в полости сердечной сумки: а также в результате поражения самого сердца (миокардит, кардиосклероз, вследствие декомпенсации при различных заболеваниях сердца).

Усиление обоих тонов сердца зависит от ряда экстракардиальных причин (тонкая грудная клетка, ретракция легочных краев, опухоли заднего средостения) и может наблюдаться при тиреотоксикоэе, лихорадке и некоторых интоксикациях, например, кофеином.

Чаще наблюдается изменение одного из тонов, что имеет особенно важное значение в диагностике заболеваний сердца.

      Ослабление первого тона на верхушке сердца наблюдается при недостаточности митрального и аортального клапана (за счет отсутствия периода замкнутых клапанов в период систолы), при сужении устья аорты и при диффузных поражениях миокарда (вследствие дистрофии, кардиосклероза, миокардита) при инфаркте миокарда.

      При недостаточности трехстворчатого клапана и клапана легочного ствола ослабление первого тона наблюдается у основания мечевидного отростка в связи с ослаблением мышечного и клапанного компонентов этих клапанов. Ослабленный первый тон на аорте является одним из характерных акустических признаков недостаточности полулунного клапана аорты. Это возникает вследствие повышения внутрижелудочкового давления выше уровня левопредсердного в конце диастолы, что способствует более раннему закрытию митрального клапана и ограничивает амплитуду движения его створок.

      Усиление первого тона (хлопающий тон) на верхушке сердца наблюдается при уменьшении наполнения кровью левого желудочка в период диастолы и является одним из характерных признаков   стеноза левого атриовентрикулярного отверстия. Причиной его усиления является уплотнение створок митрального клапана вследствие их фиброзных изменений. Эти структурные особенности клапана определяют изменение частотно-амплитудных характеристик первого тона. Известно, что плотные ткани генерируют звуки более высокой частоты. Особенно громким первый тон («пушечный тон Стражеско») бывает при полной атриовентрикулярной блокаде сердца, когда происходят одновременное сокращение предсердий и желудочков. Усиление первого тона у основания мечевидного отростка наблюдается при стенозе правого атриовентрикулярного отверстия; оно может наблюдаться также при тахикардии и экстрасистолии.

       Ослабление второго тона над аортальным клапаном наблюдается при его недостаточности либо вследствие частичного или полного разрушения створок аортального клапана (во втором случае II тон может полностью отсутствовать), либо при их рубцовом уплотнении. Ослабление второго тона на легочной артерии отмечается при недостаточности ее клапана (что встречается крайне редко) и при снижении давления в малом круге кровообращения.

       Усиление второго тона на аорте наблюдается при повышении давления в большом круге кровообращения при заболеваниях, сопровождающихся артериальной гипертензией (гипертоническая болезнь, гломерулонефрит, поликистоз почек и т.д.). Резко усиленный второй тон (clangor) наблюдается при сифилитическом мезаортите. Усиление второго тона на легочной артерии констатируется при повышении давления в малом круге кровообращения (митральные пороки сердца), затруднении кровообращения в легких (эмфизема легких, пневмосклероз). В случае, если этот тон звучнее над аортой, говорят об акценте второго тона на аорте, если же он звучнее над легочным стволом, говорят об акценте II тона на легочной артерией.

Раздвоение тонов сердца.

Тоны cердцa, слагаемые т нескольких компонентов, воспринимаются как единый звук. При некоторых физиологических и патологических состояниях не происходит синхронности звучания тех компонентов, которые принимают участие в образовании того или иного тона. Возникает раздвоение тонов.

Раздвоение тонов — это выделение составляющих тон компонентов. Последние следуют друг за другом через короткий интервал (через 0,036с и более). Механизм раздвоения тонов обусловлен асинхронизмом в деятельности правой и левой половины сердца: неодновременное закрытие атриовентрикулярных клапанов приводит к раздвоению первого тона, полулунных клапанов — к раздвоению второго тона. Раздвоение тонов может быть физиологическим и патологическим. Физиологическое раздвоение (расщепление) I тона возникает при асинхронном закрытии атриовентрикулярных клапанов. Это может быть во время глубокого выдоха, когда из-за повышения давления в малом круге кровообращения кровь с большей силой поступает в левое предсердие и препятствует своевременному закрытию митрального клапана.

Физиологическое раздвоение II тона проявляется в связи с различными фазами дыхания, поскольку при вдохе и выдохе меняется кровенаполнение левого и правого желудочков, а, следовательно, и продолжительность их систолы и время закрытия соответствующих клапанов. Особенно хорошо обнаруживается раздвоение второго тона при аускультации легочной артерии. Физиологическое раздвоение II тона непостоянно (нефиксированное раздвоение), тесно связано с нормальным механизмом дыхания (во время вдоха уменьшается или исчезает), при этом интервал между аортальным и пульмональным компонентами составляет 0,04-О.Обс.

Патологическое раздвоение тонов может быть обусловлено следующими факторами:

1. Гемодинамичсский (увеличение систолического объема одного из желудочков, повышение диастолического давления в одном из желудочков, повышение диастолического давления в одном из сосудов);

2. Нарушение внутрижелудочковой проводимости (блокада ножек пучка Гиса);

3. Ослабление сократительной функции миокарда;

4. Желудочковая экстрасистолия.

       Патологическое раздвоение I тона может быть при нарушении внутрижелудочковой проводимости (по ножкам пучка Гиса) из-за задержки очередного сокращения одного из желудочков.

       Патологическое раздвоение II тона наблюдается при артериальной гипертензии, при стенозе устья аорты, когда створки аортального клапана захлопываются позднее легочного; в случае повышения давления в малом круге кровообращения (при эмфиземе легких, митральном стенозе и т.д.), когда, напротив, отстает клапан легочного ствола.

  От раздвоения тонов следует отличать появление дополнительных тонов.

  К ним относится тон открытия митрального клапана, выслушиваемый при сужении левого атриовентрикулярного отверстия. Механизм его возникновения связан с внезапным напряжением склерозированных створок клапана, неспособными отойти полностью к стенкам желудочка при прохождении крови из левого предсердия в левый желудочек. Тон открытия митрального клапана возникает сразу после II тона через 0,07-0,1Зс, в период диастолы. Лучше всего он выслушивается на верхушке, сочетается с другими аускультативными признаками митрального стеноза. В целом дополнительный третий тон открытия митрального клапана в сочетании с громким (хлопающим) первым тоном и вторым тоном сердца образуют трехчленный ритм, напоминающий крик перепела, — ритм перепела.

К трехчленному ритму относится также ритм галопа, напоминающий топот скачущей лошади. Различают пресистолический ритм галопа, который обусловлен патологическим IV тоном сердца и суммационный ритм галопа, возникновение которого связано с наложением Ш и IV тонов; дополнительный тон при этом ритме обычно выслушивается в середине диастолы. Выслушивается ритм галопа при тяжелых поражениях миокарда (инфаркт миокарда, миокардит, хронический нефрит, гипертоническая болезнь и т.д.).

При выраженной тахикардии наблюдается укорочение диастолической паузы до размеров систолической. У верхушки I и II тоны становятся практически одинаковы по звучности, что послужило основанием назвать такую аускультативную картину маятникообразным ритмом или, по схожести с биением сердца плода, эмбриокардией. Это может наблюдаться при острой сердечной недостаточности, пароксизмальной тахикардии, высокой лихорадке и т.д.

 

Шумы сердца

Шумы могут возникать как внутри самого сердца (интракардиальные) так и вне его (экстракардиальные).

Основными механизмами образования внутрисердечных шумов являются изменения величины отверстий сердца и изменения в скорости тока крови. Их возникновение может зависеть от реологических свойств крови, а иногда и от неровностей эндокарда клапанов, а также состояния интимы сосудов.

Внутрисердечные шумы подразделяются на органические, которые обусловлены анатомическими изменениями отверстий и клапанного аппарата (приобретенные и врожденные пороки) и неорганические или функциональные, возникающие при анатомически неповрежденных клапанах и связанные с изменениями в деятельности сердца, с уменьшением вязкости крови

Промежуточное положение между органическими и функциональными шумами занимают шумы относительной мышечной недостаточности клапанов. Шум относительной недостаточности клапана возникает при дилятации желудочков, а, следовательно, и расширении атриовентрикулярного отверстия, в связи с чем даже неизмененный клапан не может его полностью закрыть. При улучшении сократительной способности миокарда шум может исчезать. Подобный же механизм имеет место и при нарушении тонуса папиллярных мышц.

По времени появления шума по отношению к фазам сердечной деятельности выделяют систолические и диастолические сердечные шумы.

Систолические шумы выслушиваются между I и D тоном ( в короткую паузу), а диастолические — между П и следующим I тоном (в длинную паузу). Шум может занимать всю паузу или только часть ее. По гемодинамическому происхождению различают шумы изгнания и шумы регургитации.

Систолические шумы могут быть органическими и функциональными, по интенсивности они обычно сильнее диастолических.

       Систолический шум возникает тогда, когда кровь на своем пути встречает препятствие. Он подразделяется на два основных вида:

1. Систолический шум изгнания (при стенозе устья аорты или легочного ствола: так как во время изгнания крови из желудочков на пути кровотока возникает сужение сосуда);

2. Систолический шум регургигации (при недостаточности митрального или трехстворчатого клапанов; в этих случаях в систолу желудочков кровь идет не только в аорту и легочный ствол, но и назад, в предсердия через не полностью прикрытое атриовентрикулярное отверстие.) Диастолический шум возникает либо при стенозе атриовентрикулярных отверстий, поскольку во время диастолы имеется сужение на пути кровотока из предсердий в желудочки, либо при недостаточности аортального клапана или клапана легочного ствола — за счет обратного тока крови из сосудов в желудочки в фазу диастолы.

      По своим свойствам шумы различают:

1. по тембру (мягкие, дующие; или грубые, скребущие, пилящие);

2. по продолжительности (короткие и длинные),

3.  по громкости (тихие и громкие);

4. по интенсивности в динамике (убывающий или нарастающий шум);

МЕСТА НАИЛУЧШЕГО ВЫСЛУШИВАНИЯ И ПРОВОДИМОСТЬ ШУМОВ:

      Шумы выслушиваются не только в классических местах выслушивания тонов, но и на некотором расстоянии от них, особенно по пути кровотока. При стенозе устья аорты шум проводиться в сонную и другие крупные артерии и даже выслушивается на спине на уровне I — III грудных позвонков. Шум недостаточности аортальных клапанов проводиться, наоборот, к желудочку, т.е. влево и вниз, и место выслушивания переходит по этой линии на грудину, к левому ее краю, у места прикрепления III реберного хряща. В начальных стадиях поражения аортальных клапанов, например при ревматическом эндокардите, нежный диастолический шум, как правило, не выслушивается на обычном месте (второе межреберье справа), а только у левого края грудины в третьем или четвертом межреберье — в так называемой пятой точке. Шум при недостаточности двухстворчатого клапана проводится вверх до второго межреберья или влево к подмышечной впадине. При недостаточности межжелудочковой перегородки шум распространяется поперек грудины слева направо.

Все шумы при проведении теряют в силе пропорционально квадрату расстояния; это обстоятельство помогает разобраться в локализации их. При наличии недостаточности митрального клапана и стеноза устья аорты, мы, идя от верхушки по линии, соединяющей места их выслушивания, сначала будем слышать убывающий шум морального недостаточности, а затем нарастающий шум аортального стеноза. Только пресистолический шум при митральном стенозе имеет очень небольшую сферу распространения; иногда он выслушивается на очень ограниченном участке.

Систолические шумы аортального происхождения (сужение устья, неровности стенки аорты и т.п.) хорошо выслушиваются в надгрудинной ямке. При значительном расширении левого предсердия систолический шум митральной недостаточности иногда выслушивается слева от позвоночника на уровне VI — VII грудных позвонков.

    Диастолические шумы,

в зависимости от того, в какую часть диастоды возникают, делятся на протодиастолические (в начале диастолы, греч. protos — первый), мезодиастолические (занимающие только середину диастолы, греч. mesos — средний) и пресистолические или теледиастолические (в конце диастолы, нарастающий до первого тона шум, греч. telos — конец). Подавляющее большинство диастолических шумов являются органическими. Лишь в некоторых случаях они могут выслушиваться без наличии органического поражения клапанов и отверстий.

     Функциональные диастолические шумы.

       Различают функциональный пресистолический шум Флинта, когда при недостаточности аортального клапана обратная волна крови приподнимает створку морального клапана, суживая левое атриовентрикулярное отверстие, тем самым создавая относительный митральный стеноз. Мезодиастоличесхий шум Кумбса может возникнув в начале атаки ревматизма вследствие отека левого атриовентрикулярного отверстия и возникновения его относительного стеноза. При снятия экссудативной фазы шум может исчезнуть. Шум Грэхема-Стилла может определяться в диастолу над легочной артерией, когда застой в малом круге вызывает растяжение и расширение легочной артерии, в связи с чем возникает относительная недостаточность ее клапана.

      При наличии шума необходимо определить его отношение к фазам сердечной деятельности (систолический или диастолический), уточнить место его наилучшего выслушивания (эпицентр), проводимость, силу, изменчивость и характер.

Характеристика шумов при некоторых пороках сердца.

Недостаточность митрального клапана характеризуется наличием систолического шума на верхушке сердца, который выслушивается вместе с ослабленным I тоном или вместо него, убывает к концу систолы, носит довольно резкий, грубый характер, хорошо проводится в подмышечную впадину, лучше выслушивается в положении больного на левом боку.

При стенозе левого атриовентрикулярного отверстия шум возникает в мезодиастолу, носит нарастающий характер (crescendo) выслушивается на верхушке, никуда не проводится. Нередко заканчивается хлопающим I тоном. Лучше определяется в положении больного на левом боку. Пресистолический шум, хлопающий I тон и «двойной» II-й дают типичную мелодию митрального стеноза.

При недостаточности аортального клапана диастолический шум начинается сразу после II тона, в протодиастолу, постепенно убывая к ее концу (decrescendo) , лучше выслушивается в 5 точке, слабее определяется во 2 межреберье справа от грудины, проводится на верхушке сердца, шум мягкий, лучше слышен во время задержки дыхания после глубокого вдоха. Он лучше выслушивается в положении больного стоя, особенно при наклоне туловища вперед.

В случаях стеноза устья аорты систолический шум выслушивается во втором межреберье справа у края грудины. Он очень резкий, грубый, заглушает I тон, выслушивается на протяжении всей систолы и отличается наибольшей проводимостью, хорошо выслушивается на сосудах шеи, на спине вдоль позвоночника.

При недостаточности трехстворчатого клапана максимальное звучание шума определяется у основания мечевидного отростка грудины. При органическом поражении клапана систолический шум грубый, четкий, а при относительной недостаточности клапана — более мягкий, дующий.

Из более редких пороков, при которых определяется систолический шум, указывают на стеноз устья легочной артерии (максимум его звучания во втором межреберье слева от грудины, проводится к левой ключице и на левую половину шеи); незаращение Боталлова протока (систолодиастолический шум в 3-4 межреберьях); дефект межжелудочковой перегородки (в 4 межреберье несколько кнаружи от левого края грудины проводится в виде «спиц колеса» — от эпицентра шума по кругу, громкий, резкий по тембру).

 

Внесердечные (экстракардиальные) шумы.

    Шумы могут возникать не только внутри сердца, но и вне его, синхронно с сердечными сокращениями. Различают перикардиальный шум или шум трения перикарда и плевроперикардиальный шум трения.

     Перикардиальный шум выслушивается главным образом вследствие воспалительных явлений в перикарде, при инфаркте миокарда, при туберкулезе с отложением фибрина и т.д. Для шума трения перикарда характерно:

1. Он или едва ощутим, или очень груб, при непосредственной аускультации вызывает даже иногда неприятные ощущения, так как слышится непосредственно под ухом,

2. Шум связан с фазами сердечной деятельности, но не точно: с систолы переходит на диастолу и обратно (в систоле он обычно сильнее);

3. Практически никогда не иррадиирует,

4. Изменчив по локализации и во времени;

5. При наклоне вперед, при стоянии на четвереньках, и при надавливании стетоскопом шум усиливается.

       Наряду с перикардиальным шумом различают ложно-перикардиальный (плевроперикардиальный) шум трения, связанный с сухим плевритом прилегаюших к сердцу, преимущественно слева, частей плевры. Сокращения сердца, увеличивая соприкосновение перикарда и плевры, способствуют появлению шума трения. Отличием от истинного перикардиального шума является выслушивание его только при глубоком дыхании, усиление вовремя вдоха и локализация преимущественно у левого края сердца.

      Кардиопульмональные шумы возникают к прилегающих к сердцу частях легких, расправляющихся во время систолы в связи с уменьшением объема сердца. Воздух, проникая в эта части легких, дает шум везикулярный по своему характеру («везикулярное дыхание»)и систолический по времени.

Аускультация артерий и вен.

У здорового человека можно выслушать тоны на артериях среднего калибра (сонной, подключичной, бедренной, др.). Как на сердце на них часто выслушиваются два тона. Артерии предварительно пальпируют, затем приставляют воронку стетоскопа, стараясь не сдавливать сосуд, избегая возникновение стенотического шума.

В норме выслушиваются два тона (систолический и диастолический) на сонной и подключичной артериях. На бедренной артерии можно выслушать лишь первый, систолический тон. В обоих случаях первый тон частично проводной, частично образуется на месте аускультации. Второй тон полностью проводится с полулунных клапанов.

Сонная артерия выслушивается на уровне гортани с внутренней стороны m. Stemo-cleido-mastoidei, а подключичная — с наружной его стороны, сразу над ключицей или же под ключицей в наружной ее трети. Выслушивание других артерий тонов не дает.

При недостаточности аортального клапана с выраженным скорым пульсом (pulsus celer) тоны могут выслушиваться и над артериями, где они обычно не выслушиваются, — над брюшной аортой, плечевой, лучевой артериями. Над бедренной артерией при этом пороке иногда выслушиваются два тона (двойной тон Траубе), за счет резких колебаний сосудистой стенки как в фазу систолы, так и в диастолу. Кроме того, тоны на периферических артериях могут возникать при резко выраженной гипертрофии левого желудочка и при тиреотоксикозе ввиду усиленной пульсации сосудов.

Над артериями могут выслушиваться и шумы. Это наблюдается в следующих случаях:

1. Проводные по току крови при стенозе устья аорты, атеросклерозе с изменениями интимы и при аневризмах;

2. Систолические, связанные с понижением вязкости крови и увеличением скорости кровотока (при анемии, лихорадке, тиреотоксикозе;

3. Местные — при сжатии артерии извне (например, плевральными швартами вокруг подключичной артерии), ее склеротическом стенозе или же, наоборот, при ее аневризме;

4. при недостаточности аортального клапана на бедренной артерии при небольшом ее сдавлении выслушивается двойной шум Виноградова-Дюрозье, в первой фазе вызываемый сдавленном стетоскопом, во второй, вероятно, обратным током крови.

При выслушивании вен пользуются исключительно аускультацией луковицы яремной вены над ключицей, чаще справа. Стетоскоп надо ставить очень осторожно, во избежании шума от сжатия. При понижении вязкости крови, в связи с повышением кровотока у больных с анемией выслушивается здесь шум, непрерывно, почти вне зависимости от сердечных сокращений. По характеру он музыкален и низок и называется «шумом волчка». Этот шум лучше выслушивается при повороте головы в противоположную сторону. Особого диагностического значения этот шум не имеет, тем более что редко он может наблюдаться у здоровых людей.

     В заключении следует отметить, что для того, чтобы слышать сердце, нужно научиться слушать его. Вначале необходимо многократно выслушивать здоровых людей с медленным сердечным ритмом, затем — с тахикардией, потом — с мерцательной аритмией, ставя перед собой задачу различения тонов. Постепенно, по мере приобретения опыта, аналитический метод изучения мелодии сердца нужно сменять синтетическим, когда вся совокупность звуковой симптоматики того или. иного порока восприни­мается в целом, что ускоряет диагностический процесс. Однако в сложных случаях нужно стараться сочетать эти два подхода к изучению акустических феноменов сердца. Для начинающих врачей считается очень полезным детальное словесное описание мелодии сердца каждого больного, производимое в определенной последовательности, повторяющей последовательность аускультации. Описание должно включать характерис­тику тонов сердца во всех точках выслушивания, а также основных свойств шумов. Целесообразно использовать применяемое в клиниках графическое изображение мелодии сердца. Оба эти способа имеют своей целью воспитание привычки к систематической аускультации.

     Самообучением аускультации нужно заниматься упорно, не огорчаясь неизбежными на первых порах неудачами. Следует помнить, что «период обучения аускультации длится всю жизнь».

Источник: dendrit.ru

Аускультация сердца занимает первое место среди методов исследования, так как дает возможность наиболее полно изучить звуковые феномены, связанные с работой здорового и больного сердца. Для выслушивания сердца могут быть использованы как посредственная, так и непосредственная аускультация. Непосредственная аускультация проводится правым ухом, которое плотно прикладывается к грудной стенке в области позади локтя. У лошадей неспокойных выслушивание лучше проводить левым ухом, которое прикладывается к заднему краю мышечной группы анконеусов. Зону аускультации можно значительно расширить, если отвести у животного несколько вперед левую переднюю ногу. Необходимо учесть, что продолжительное стояние утомляет животное, и оно начинает беспокоиться. Это создает посторонние шорохи, которые сильно затрудняют исследование. Исследование левым ухом в области мышечной группы анконеусов имеет то преимущество, что животные стоят спокойно, и хотя звуки бывают несколько слабее, чем при отведении ноги, исследование можно производить не торопясь, без вынужденных перерывов.

Посредственная аускультация с помощью фонендоскопа или мягких стетоскопов проводится во всех случаях для определения пунктов наилучшей слышимости сердечных тонов, анализа их качественных изменений, для определения шумов и при функциональной диагностике. Преимущества посредственной аускультации заключаются в том, что она позволяет слушать животных в любом положении.

Тоны сердца. При выслушивании нормального сердца можно уловить два ритмически повторяющихся звука, которые называются сердечными тонами. Они непродолжительны, обладают некоторой музыкальностью и напоминают по характеру хлопанье растянутой ткани. Тоны отделяются друг от друга паузами различной продолжительности. Тон, выслушиваемый перед короткой паузой, совпадает по времени с сердечным толчком и с пульсом сонной артерии, т. е. с систолой желудочка, почему и называется систолическим, или первым, тоном. Тон, возникающий после короткой паузы, относится к периоду расслабления желудочков и называется диастолическим, или вторым тоном.

Тоны сердца возникают вследствие натяжения тканей во время его работы. Звуки производятся тканями, способными к вибраторным колебаниям. К таким тканям относятся парусные полулунные клапаны и фиброзные устья аорты и легочной артерии. Сокращение мышечной ткани дают звуки более слабые, но более продолжительные, чем клапаны и фиброзные отверстия.

Звуки, возникающие в различных отделах сердца, сливаются в один общий звук. Наибольшей мощностью отличается звук створчатых клапанов, который доминирует в образовании тона и придает ему своеобразный оттенок.

Особой сложностью по своему происхождению отличается первый, или систолический, тон. В его состав входят: а) тоны двустворки и трехстворки, которые при систоле желудочков сокращаются одновременно; б) тоны растягиваемых соединительнотканных устий аорты и легочной артерии и в) мышечные тоны сокращающихся правого и левого желудочков сердца. Все эти звуковые явления сливаются в первый тон. Диастолический, или второй, тон образуется из двух звуков, сливающихся в один,—захлопывания клапанов аорты и легочной артерии.

При патологических состояниях изменение тона зависит от качественных изменений отдельных компонентов, входящих в тот или другой тон, а потому уменье определить и выделить отдельные компоненты позволяет установить причину и локализацию процесса.

У человека различают еще третий тон сердца, который возникает в начале диастолы, т. е. в протодиастолический период. В основе возникновения третьего тона лежит поступление крови в опустевший желудочек из предсердий с растяжением их расслабленной стенки (Губергриц).

Пункт наилучшей слышимости сердечных тонов и шумов у лошади

Рис. 21. Пункт наилучшей слышимости сердечных тонов и шумов у лошади:

1—левое атриовентрикулярное отверстие; 2 —отверстие аорты; 3 — отверстие легочной артерии.

По характеру звука оба тона резко отличаются один от другого. Первый тон громче, значительно длиннее и на конце растянут; второй тон короче, выше и имеет хлопающий характер. Конец второго тона резко оборван. Фонетически сочетание первого и второго тона можно представить в виде повторяющихся слогов: буу-туп, буу-туп, буу-туп. Ударение при аускультации в четвертом и пятом межреберьях падает на первый тон (ритм хорея).

У крупных животных разница звуков выражена настолько хорошо, что дифференциация тонов в норме, при сравнительно редкой сердечной деятельности, не представляет затруднений. У мелких животных при более ускоренной работе сердца можно воспользоваться одновременным выслушиванием и пальпацией. Систолический тон совпадает с сердечным толчком. Одновременное восприятие тактильного и слухового впечатлений может быть использовано и у крупных животных при учащении сердечной деятельности.

Дифференциации тонов при нормальной работе сердца помогает, кроме того, разница в паузах между первым и вторым тоном и между вторым и первым тоном. Между первым и вторым тоном пауза короткая, продолжительность ее у крупных собак равна 0,2 секунды. Пауза между вторым и первым длиннее в 2 раза и достигает у собак 0,43 секунды. Создается своеобразный ритм. Первый тон следует за длинной паузой, а второй—за короткой. При нормальной деятельности сердца все перечисленные особенности в работе сердца позволяют легко отличать сердечные тоны один от другого, отличать нормальную мелодию сердца от патологической.

При лихорадочных процессах работа сердца значительно ускоряется. Укорочение рефракторного периода сказывается на продолжительности промежутков между тонами, в силу чего паузы становятся равными одна другой. Характер тонов изменяется, различия между ними сглаживаются, и они становятся похожими один на другой. Для дифференциации в этих случаях необходимо использовать тактильное и слуховое восприятие. Первый тон совпадает с сердечным толчком.

Пункты наилучшей слышимости сердечных то-н о в (Punctum optimum). Кратчайшее расстояние от сердечного отверстия-— источника звука—называется проекцией отверстий сердца, или пунктами наилучшей слышимости сердечных тонов. Кратчайшее расстояние определяется перпендикуляром, восстановленным из данного отверстия к поверхности грудной клетки. Место пересечения перпендикуляра с поверхностью грудной стенки и будет проекцией данного отверстия сердца. Отдельные компоненты, входящие в состав первого и второго тона, образуются в просвете сердечных

Отверстий, отдаленных на некотором расстоянии один от другого. Естественно, что проведение звуков на грудную клетку в различных точках бывает неодинаковым. Это зависит как от расстояния между точками их образования, так и от точки, где производится аускультация. Точка, где интенсивность тона будет сильнее, а аналогичного ему другого клапана слабее и называется Punctum optimum сердечных тонов.

Определение пунктов наилучшей слышимости тона имеет огромное практическое значение. При патологических состояниях представляется возможным определить локализацию процесса.

Проекция двустворчатого клапана, или P. optimum двустворки, находится у лошади в пятом межреберье слева, в середине нижней трети грудной клетки. При аускультации в этой точке слышны оба тона, но один из них—систолический, в котором с особой силой звучит двустворка, является доминирующим.

Проекция трехстворчатого клапана, или P. optimum трехстворки, находится с правой стороны, под четвертым ребром, на уровне середины нижней трети грудной клетки. Из двух тонов, которые здесь прослушиваются, доминирует систолический тон трехстворки. Следует отметить, что с правой стороны сердечный тон прослушивается несколько слабее, нежели с левой стороны.

Проекция клапана аорты, или P. optimum аортального клапана, находится в четвертом межреберье слева, немного ниже линии, проведенной через лопатко-плечевой сустав. Вследствие глубокого расположения этот тон малоинтенсивен и легко смешивается с тоном легочной артерии. Справа в том же межреберье этот тон слышен хотя и слабее, но зато почти чистым. Проекция отверстия легочной артерии, или. P. optimum легочной артерии, находится в третьем межреберье слева, в середине нижней трети грудной клетки. Оба тона прослушиваются ясно, но доминирует тон легочной артерии.

У жвачных животных разница заключается в том, что проекция двустворчатого клапана находится в четвертом межреберье и в том же межреберье, но несколько выше, находится и проекция аортального отверстия. Проекция легочной артерии находится в третьем межреберье слева, почти на одной линии с двустворкои, а проекция трехстворчатого клапана наиболее четко выступает справа, в третьем межреберье.

У свиньи проекция двустворки находится в четвертом межреберье слева, проекция аортального отверстия—в третьем межреберье и пульмонального клапана — во втором межреберье. Проекция трехстворчатого клапана находится справа, в третьем межреберье.

У собаки проекция двустворчатого клапана находится слева в пятом межреберье над линией, делящей пополам нижнюю треть груди, проекция аортального отверстия в четвертом межреберье слева, непосредственно под линией плечевого бугра. Проекция легочной артерии находится в третьем межреберье слева по краю грудной кости, а трехстворки—справа в четвертом межреберье на высоте прикрепления ребер.

Усиление сердечных тонов. Изменение в силе сердечных тонов можно наблюдать одновременно и по отдельности. Усиление обоих тонов отмечается в случаях: а) усиления сердечных сокращений при физическом напряжении и лихорадках; б) при плохом питании и у животных с узкой грудной клеткой; в) когда имеется анемическое состояние. Тоны сердца в этом случае приобретают хлопающий характер, видимо, в связи с большой разницей натяжения тканей клапанов и отверстий во время систолы и в диастоле; г) когда имеется улучшение условий проведения звука.

Усиление отдельных тонов называется акцентом, или акцентуированием сердечных тонов. Об акценте тона говорят в тех случаях, когда он резко выделяется из общего звука (акцентуирует). В клинической практике имеет значение акцент тона легочной артерии, акцент на втором тоне аорты и акцентуирование систолических тонов.

Акцент на втором тоне аорты отмечается при повышении кровяного давления в артериальной системе. У здоровых лошадей акцент на аорте обнаруживается при мышечном напряжении и возбуждении животного. При патологических состояниях акцент на аортальном клапане наблюдается в виде стойкого явления. К таким процессам относится артериосклероз начальной части аорты, повышение кровяного давления в большом круге при хроническом нефрите и др. Акцент на втором тоне легочной артерии наблюдается в случаях повышения кровяного давления в малом круге кровообращения, когда имеется затруднение кровообращения в легочном кругу при достаточной силе правого желудочка. Из заболеваний, при которых имеется акцент на втором тоне легочной артерии, нужно назвать альвеолярную эмфизему легких, интерстициальную пневмонию, недостаточность двустворки и стеноз митрального отверстия. Нужно учесть, что у молодых лошадей тон легочной артерии значительно сильнее тона аорты. С возрастом интенсивность тона аорты постепенно нарастает, а легочной артерии слабеет.

Акцент на первом тоне у лошадей особенно резко выражен при инфекционной анемии, особенно после нагрузки. После полуминутного бега у лошадей, больных ИНАН, систолический тон резко усиливается, становится звонким и приобретает металлический оттенок. Возбуждение сердца исчезает быстро, и сердечные тоны приобретают свой нормальный характер. Акцентуирование систолического тона имеет большое значение в практике диагносцирования скрыто протекающей хронической формы инфекционной анемии, при которой происходят значительные изменения со стороны сердечной мышцы. Усиление систолических тонов отмечается при вторичных анемиях, кровепаразитарных заболеваниях, лихорадочных процессах и слабости сердца, сопровождающихся резкой тахикардией.

Ослабление сердечных тонов. Тоны сердца могут казаться ослабленными при условии ухудшения проводимости звука на периферию. Это может быть при ожирении, подкожной эмфиземе, экссудативном перикардите и при эмфиземе легких, когда сердце удаляется от грудной клетки. Это Нужно Иметь в виду, чтобы не признать ослабления сердечной деятельности там, где его нет.

Ослабление сердечных тонов, связанных с нарушением сократительной способности сердечной мышцы, наблюдается при миокардитах, миодегенерации сердца и при его расширении. Оно наблюдается также при утолщении и деформации клапанов, препятствующих их сокращению вследствие потери эластичности. Дальнейшее изменение приводит к появлению шумов. Ослабление тонов может быть при недостаточности аортального клапана. В основе ослабления лежит невозможность двустворки переходить во время замыкания из напряженного состояния в еще большее напряжение во время систолы желудочков. Высшей степенью расстройства является полное исчезновение сердечных тонов. У крупного рогатого скота этот симптом является характерным при экссудативном травматическом перикардите.

Раздвоение сердечных тонов. Раздвоение сердечных тонов имеет в своей основе или неодновременное сокращение обоих желудочков, что обусловливает раздвоение первого тона, или неодновременное их расслабление, обусловливающее раздвоение второго тона. Неодновременная работа желудочков наблюдается при заболеваниях, неравномерно поражающих обе половины сердца. Условиями для возникновения неодинаковой работы может быть ослабление работы сердца и гипертрофия одного желудочка. Ослабленный желудочек отстает от здорового со своими сокращениями, и первый тон его слышен отдельно. Раздвоение может быть также на почве поражения одной из ножек гисовского пучка.

При диастоле желудочков расслабляется скорее тот, который работает против кровяного давления меньшей высоты. Для раздвоения первого тона особенно благоприятными условиями являются такие, когда систола левого желудочка короче систолы правого, и аорта захлопывается раньше легочной артерии. Повышение кровяного давления в малом круге кровообращения обусловливает раздвоение второго тона с акцентом на пульмональном клапане, а повышение кровяного давления в большом круге кровообращения—раздвоение и акцент на клапане аорты.

Расщепление сердечных тонов отличается от раздвоения только степенью выраженности. При раздвоении отчетливо выступает пауза между полутонами, а при расщеплении получается впечатление тонов с пред-или послеударами. Тон удлиняется и в середине как бы расщепляется.

Галопирующий ритм. Ритм галопа отличается от раздвоения тем, что он приобретает трехчленный характер. Это зависит от резкого раздвоения тона, когда отщепленная часть воспринимается как отдельный самостоятельный тон. Определяется ритм галопа при учащенном сокращении сердца; при физическом напряжении он выступает отчетливее. Ритм галопа по характеру может быть предсистолическим, систолическим и диастолическим.

Предсистолический ритм галопа отмечается при затруднении проводимости импульсов по пучку Гиса между предсердиями и желудочками. Это приводит к замедлению возбуждения желудочков и появлению тона предсердий.

Тонограмма. Расщепление второго тона.

Рис. 22. Тонограмма. Расщепление второго тона.

Систолический ритм галопа объясняется неодновременным сокращением правого и левого желудочков и имеет в основе нарушение проводимости по ножкам пучка Гиса или их разветвлениям.

Диастолический ритм галопа характеризуется появлением добавочного-тона в середине большой паузы, т. е. в середине диастолы. Эта форма в отношении механизма возникновения пока еще не расшифрована. Есть предположение, что диастолический ритм галопа связан с существованием третьего тона (Образцов, Губергриц). В пользу существования третьего тона говорит графическая регистрация—запись фонограммы, которая демонстрирует небольшие кратковременные колебания в диастоле.

Возникновение третьего тона связывают с колебаниями в напряжении стенок желудочков вследствие вливающейся в него крови во время диастолы. При понижении тонуса и сократительной способности мышцы желудочка изменение в напряжении ее под напором крови будет совершаться с большим размахом, почему третий тон и становится более звучным.

Ритм галопа указывает на тяжелые нарушения в проводящей системе сердца, связанные с органическими заболеваниями сердечной мышцы.

Эмбриокардия. При тяжелой хронической недостаточности сердца и при остром его ослаблении паузы становятся одинаковой продолжительности за счет укорочения более длинной паузы. Сердечные тоны в этом случае сравниваются по силе и характеру звука. Дифференциация первого и второго сердечных тонов становится затруднительной. Если сердечная деятельность к тому же учащается, то по своему характеру она напоминает сердцебиение плода (эмбриокардия). Дифференциация по сердечному толчку—совпадение первого тона.

Источник: veterinarua.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.