Тоны и тона


Тон (англ. hue) — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. В строгом колориметрическом смысле тон — это направление вектора цветности (вектора на диаграмме цветности с началом в точке белого и концом в данной цветности). Направление может быть задано углом (это и есть цветовой тон), в то время как удаленность от точки белого задается в процентах и называется насыщенностью (степенью смешивания наиболее насыщенных цветов — спектральных или крайних пурпурных с белым). Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный».

Цветовая модель CIECAM02 определяет тон как степень отличия цвета (трёхстимульной величины) от основных цветов называемых красным, зелёным, синим и жёлтым (основные тона).

С точки зрения спектрального состава излучения тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Использование спектральных понятий для описания цвета и его характеристик является условным, так как цвет — это трёхстимульный результат воздействия спектра, который может быть получен разными спектральными составами излучений и все его характеристики определяются данным трёхстимульным значением (тремя откликами колбочек).


Тепло-холодные отношения тонов в живописи[править | править код]

В теории изобразительного искусства используют определения: «хроматические тона» и «ахроматические тона», таким образом понятию тональности придаётся более широкое значение, что закреплено в специальной науке о цвете (колористике) и в прикладной теории цвета для художников: цветоведении. В живописи тональные отношения, включающие насыщенность цвета, его яркость и светлоту, создаваемые живописцем добавлением белил или чёрной краски, отличают от светотеневых отношений: валёров [1]. В натуралистическим, нехудожественном, техническом изображении понятия тональных и светотеневых отношений отождествляют. Художники также используют понятие «основного тона» (аналогично музыке), который придаёт цельность всему изображению. Кроме того хроматические и ахроматические тона различают по тепло-холодности. В хроматической гамме тёплые и холодные тона разделяются согласно физическим свойствам спектра, в ахроматической — в зависимости от свойств белой или чёрной краски (которые также в зависимости от химического состава пигментов делятся на тёплые и холодные).
плые и холодные тона вызывают различные физиологические ощущения. К тёплым тонам относят желтый, оранжевый и красный, к холодным — синий, голубой, зеленый, фиолетовый. Каждый из этих тонов может иметь более теплые или более холодные оттенки. Тёплые тона имеют свойство казаться выступающими, а холодные — отступающими в глубину. На этих свойствах, как и на гармонических сочетаниях, в значительной степени основаны эстетические и художественные качества произведений искусства. Например, если свет художник пишет тёплым тоном, то тень (даже с учётом рефлексов) обязательно холодным и наоборот [2]. Ахроматические (черно-белые) тона, находящиеся вблизи ярких тёплых или холодных цветов, по закону одновременного контраста принимают оттенки дополнительных, или комплементарных, цветов. Психологическое значение тёплых и холодных цветов, соответствующих определенным темпераментам человека, в начале XIX в. пытались обосновать поэт и учёный И. В. Гёте, немецкий художник-романтик Ф. О. Рунге, разработавший модель «цветового шара» — основополагающую для науки колористики (1809)[3].

В цветовом круге, также впервые разработанном Рунге, показано взаимодействие дополнительных тонов (при оптическом смешении они взаимно уничтожаются и дают белый тон), образующих пары: красный — зелёный, оранжевый — голубой, жёлтый — фиолетовый.


каждой паре один цвет тёплый, другой — холодный. Расположенные рядом, они усиливают друг друга. На этом оптическом свойстве основана цветовая гармония (достигаемая с помощью нюансировки тепло-холодных отношений) и возможность для живописца сравняться с природой в насыщенности и яркости тонов, поскольку светосила красок намного слабее соответствующих хроматических тонов (цветов) в природе. Поэтому одна из основ профессионального отношения к живописи: учитывание различий оптических и эстетических свойств цвета и краски. Каждая пара дополнительных цветов включает один из основных тонов спектра (их невозможно получить смешением красок): красный, жёлтый и синий. Другой тон каждой пары является производным от их смешения. Таким образом в каждой паре есть общий полутон, благодаря которому и возникает цветовая гармония или «хроматическая гамма». Темперированный хроматический ряд в живописи сродни понятию музыкальной гармонии.

Одновременный контраст дополнительных тонов открыли и умело использовали французские импрессионисты и постимпрессионисты. Так, например, живописец Жорж Сёра говорил своим друзьям, что прибрежный песок, оранжевый на солнце, в тени выглядит голубым, а «зеленые верхушки деревьев на фоне серого неба окружает розовый ореол» [4] [5]. Импрессионисты усиливали одновременный контраст дополнительных цветов, что зрителю подчас кажется преувеличением, но только таким способом можно приблизиться к светосиле цвета в природе. Собственно, это было известно и ранее. К подобным приёмам прибегал, например, П.П.Рубенс.


В обыденной речи термином «тон» обычно обозначают и другие цветовые характеристики объекта, например яркость: «светлый тон» или «тёмный тон». Три цвета хроматического ряда (например: красный, синий, желтый), уравненные по трем основным колориметрическим признакам: тону, светлоте и насыщенности образуют так называемую триадную цветовую гармонию. Как и в комплементарной гармонии дополнительных цветов, при смешивании цветов триады получается ахроматический тон (белый или черный). При соединении любых двух цветов триады получается тон, дополнительный к третьему. Смешиванием триадных цветов в разных пропорциях можно получить любой тон. Поэтому в различных цветовых моделях графического и компьютерного дизайна триадные цвета избираются в качестве основных. Такая методика сложилась на основе теории, выдвинутой в середине XIX в. немецким физиком и математиком Германом Грассманом. В современной полиграфии чаще используют в качестве триадных голубой, пурпурный и желтый либо красно-оранжевый, зеленый и синий. Сочетание триадных цветов достаточно активно даже при малой насыщенности тона или светосиле краски

См. также[править | править код]

  • Дополнительные цвета
  • Светлота (цвет)
  • Насыщенность (цвет)

Источник: ru.wikipedia.org

Тон – это основная характеристика, по которой называют цвета. Подтон — уловимая примесь другого тона в цвете. Полутон — это средний цвет связывающей 2 родственных оттенка. Оттенок — небольшое изменение цвета в пределах тона.

Тон и цвет можно назвать синонимами. Все остальные определения имеют более узкие изменения в одной линейке. Например, тона: красный или желтый. Существует обширная палитра цветов, основой которой являются три основных (синий, желтый и красный), они, в свою очередь, являются сокращением от 7 основных красок радуги (потому что, смешивая основные краски можно получить недостающие 4 цвета).

Кода мы говорим красный тон или синий, то имеем ввиду визуальную характеристику: как наш глаз обрабатывает, ту или иную волну.

Тон волос описывает насколько светлые или темные волосы в системе общепринятой кодировки от 0 — самого темного до 12 — самого светлого. Это необходим при окраске, что бы понимать сколько перекиси водорода или темного пигмента нужно использовать для достижения нужного оттенка.

Подтон — это улавливаемая примесь другого цвета в краске. Так можно различить коричневый с красным или желтым подтоном: красно-коричневый или желто-коричневый или бежевый с желтым подтоном: бежевый-желтый. Характеристика описывает визуальное представление сложных оттенков


Полутон — это средний цвет связывающей 2 родственных оттенка. Например: Синий — серовато-синий — серо-синий, где серовато-синий будет подтоном синего и серо-синего. Полутон претерпевает небольшие изменения в своем визуальном представлении между выраженными, как полутень на стыке света и тени…

Оттенок — небольшое изменение цвета в пределах тона. Если, например, возьмем розовый, то к его оттенкам относится фуксия, лиловый, нежно-розовый, лососевый. Их можно определить как розовый с пурпурным подтоном, синим, белым или оранжевым.

Тон

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

Что такое цвет Физика цвета Основные цвета
Цвета радуги Яркость цвета Насыщенность цвета

Источник: lookcolor.ru

Тепло-холодные отношения тонов в живописи[править | править код]

В теории изобразительного искусства используют определения: «хроматические тона» и «ахроматические тона», таким образом понятию тональности придаётся более широкое значение, что закреплено в специальной науке о цвете (колористике) и в прикладной теории цвета для художников: цветоведении. В живописи тональные отношения, включающие насыщенность цвета, его яркость и светлоту, создаваемые живописцем добавлением белил или чёрной краски, отличают от светотеневых отношений: валёров [1]. В натуралистическим, нехудожественном, техническом изображении понятия тональных и светотеневых отношений отождествляют. Художники также используют понятие «основного тона» (аналогично музыке), который придаёт цельность всему изображению. Кроме того хроматические и ахроматические тона различают по тепло-холодности. В хроматической гамме тёплые и холодные тона разделяются согласно физическим свойствам спектра, в ахроматической — в зависимости от свойств белой или чёрной краски (которые также в зависимости от химического состава пигментов делятся на тёплые и холодные).
плые и холодные тона вызывают различные физиологические ощущения. К тёплым тонам относят желтый, оранжевый и красный, к холодным — синий, голубой, зеленый, фиолетовый. Каждый из этих тонов может иметь более теплые или более холодные оттенки. Тёплые тона имеют свойство казаться выступающими, а холодные — отступающими в глубину. На этих свойствах, как и на гармонических сочетаниях, в значительной степени основаны эстетические и художественные качества произведений искусства. Например, если свет художник пишет тёплым тоном, то тень (даже с учётом рефлексов) обязательно холодным и наоборот [2]. Ахроматические (черно-белые) тона, находящиеся вблизи ярких тёплых или холодных цветов, по закону одновременного контраста принимают оттенки дополнительных, или комплементарных, цветов. Психологическое значение тёплых и холодных цветов, соответствующих определенным темпераментам человека, в начале XIX в. пытались обосновать поэт и учёный И. В. Гёте, немецкий художник-романтик Ф. О. Рунге, разработавший модель «цветового шара» — основополагающую для науки колористики (1809)[3].

В цветовом круге, также впервые разработанном Рунге, показано взаимодействие дополнительных тонов (при оптическом смешении они взаимно уничтожаются и дают белый тон), образующих пары: красный — зелёный, оранжевый — голубой, жёлтый — фиолетовый.
каждой паре один цвет тёплый, другой — холодный. Расположенные рядом, они усиливают друг друга. На этом оптическом свойстве основана цветовая гармония (достигаемая с помощью нюансировки тепло-холодных отношений) и возможность для живописца сравняться с природой в насыщенности и яркости тонов, поскольку светосила красок намного слабее соответствующих хроматических тонов (цветов) в природе. Поэтому одна из основ профессионального отношения к живописи: учитывание различий оптических и эстетических свойств цвета и краски. Каждая пара дополнительных цветов включает один из основных тонов спектра (их невозможно получить смешением красок): красный, жёлтый и синий. Другой тон каждой пары является производным от их смешения. Таким образом в каждой паре есть общий полутон, благодаря которому и возникает цветовая гармония или «хроматическая гамма». Темперированный хроматический ряд в живописи сродни понятию музыкальной гармонии.

Одновременный контраст дополнительных тонов открыли и умело использовали французские импрессионисты и постимпрессионисты. Так, например, живописец Жорж Сёра говорил своим друзьям, что прибрежный песок, оранжевый на солнце, в тени выглядит голубым, а «зеленые верхушки деревьев на фоне серого неба окружает розовый ореол» [4] [5]. Импрессионисты усиливали одновременный контраст дополнительных цветов, что зрителю подчас кажется преувеличением, но только таким способом можно приблизиться к светосиле цвета в природе. Собственно, это было известно и ранее. К подобным приёмам прибегал, например, П.П.Рубенс.


В обыденной речи термином «тон» обычно обозначают и другие цветовые характеристики объекта, например яркость: «светлый тон» или «тёмный тон». Три цвета хроматического ряда (например: красный, синий, желтый), уравненные по трем основным колориметрическим признакам: тону, светлоте и насыщенности образуют так называемую триадную цветовую гармонию. Как и в комплементарной гармонии дополнительных цветов, при смешивании цветов триады получается ахроматический тон (белый или черный). При соединении любых двух цветов триады получается тон, дополнительный к третьему. Смешиванием триадных цветов в разных пропорциях можно получить любой тон. Поэтому в различных цветовых моделях графического и компьютерного дизайна триадные цвета избираются в качестве основных. Такая методика сложилась на основе теории, выдвинутой в середине XIX в. немецким физиком и математиком Германом Грассманом. В современной полиграфии чаще используют в качестве триадных голубой, пурпурный и желтый либо красно-оранжевый, зеленый и синий. Сочетание триадных цветов достаточно активно даже при малой насыщенности тона или светосиле краски

См. также[править | править код]

  • Дополнительные цвета
  • Светлота (цвет)
  • Насыщенность (цвет)

Источник: ru.wikipedia.org

Тон (Hue)

Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.

Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm).

На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.

Хроматичность (Chromaticity, Chorma)

О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.

Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.

Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.

Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.

Насыщенность (Saturation)

В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».

Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.

У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.

Яркость (Value/Brightness)

Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.

Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие — это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный — менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.

Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):

Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:

Светлота (Luminance/Lightness)

Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного — уменьшает.

Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).

Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)

Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).

Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)

Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».

Основные цвета (Primary Colors)

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!

Системы цветов RGB, CMYK, HSL

В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света — доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» — «красный/зелёный/синий»).

Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» — «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.

Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» — «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

Источник: colorscheme.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.