Чем опасен отрыв от реальности сочинение


Привет, будущим выпускникам! Уже 6 декабря 11 класс сдает первый экзамен — традиционное сочинение. Мы с вами уже знаем направления, по которым надо готовиться, ну а насчет тем можем строить только предположения. Я никогда раньше не писала сочинение такого формата и наконец решила попробовать. Я взяла одну из тех тем, что предлагают в интернете по направлению "Мечта и реальность". Предлагаю вам прочитать и оценить мое сочинение на тему "ПОЧЕМУ ЛЮДИ УБЕГАЮТ ОТ РЕАЛЬНОСТИ". Я сразу отмечу, что я не знаю правильно ли я пишу и есть ли хоть какое-то зерно сознания в моей работе. Но, когда я проверю с репетитором мое сочинение, я дам вам знать о своих ошибках. Пока я предлагаю побыть вам в роли проверяющих и поразмышлять, как вы бы раскрыли эту тему сами.

.

.

.

Что есть реальность? Это наше окружение; это то, где и как мы живем; то, чем занимаемся; то, какие возможности имеем. Реальность – это мы здесь и сейчас. И, когда реальность, то есть наша жизнь и мы сами, нас не устраивают, мы пытаемся уйти от реальной жизни в мир своих фантазий. Индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий называется эксапизмом. Термин происходит от английского слова «escape», что в прямом переводе означает убегать, избегать. Так от чего же бегут эскаписты и какой от этого результат?


Конечно, все мы хотим сделать нашу жизнь лучше и все мы мечтаем о чем-либо. Это прекрасно и даже важно, потому что человек, не имеющий мечты или цели, — это человек, не нашедший себя в жизни, а, следовательно, несчастный. Однако если эта мечта заменяет человеку реальность и становится в его голове более явной и ощутимой, чем сама жизнь – это очень плохо. Ведь человек – это единое целое: его разум должен находиться в гармонии с телом, а мечты с реальностью. Поэтому, когда человек пытается убежать от реального мира и настоящего себя в мир собственных фантазий, он в первую очередь теряет свою личность. Он не живет, а существует. И, к сожалению, чем выше он поднимается в своих мечтаниях, тем больнее ему потом падать. Причины такого явления, как эскапизм, могут варьироваться от социально-общественных до глубоко личных, и я хочу рассмотреть различные вариации ухода от реальности на примерах из русской литературы.

Можно предположить, что уходят от реальности слабые люди. Те, кого их жизнь не устраивает, но которые при этом не в силах ее изменить.
кие люди делают это в своей голове, придумывая какие-то жизненные изменения и воплощая свои идеи только лишь в своих мечтах и планах, которым не суждено сбыться. Это история про Илью Ильича Обломова из одноименного романа Гончарова. Автор показывает динамику мысли героя, но при этом сам герой буквально не встает с дивана. Этот контраст между тем, как подвижна мысль и как бездвижен автор этой мысли, ужасает. Обломов неглупый человек, он умеет думать и рассуждать, он добрый и мило наивный персонаж. Но отсутствие то ли мотивации, то ли силы воли и силы духа, каждый раз не дают ему встать с дивана и воплотить в жизнь то, о чем он мечтает в своей голове: наладить дела в своем имении, съездить заграницу, наладить отношения с Ольгой Ильинской и т.д. Создается впечатление, что действительно его жизнь протекает где-то «там», а не «здесь».

Уход от реальности также может быть способом психологической защиты. Эмоционально подавленный человек с разрушенной судьбой не хочет осознавать, в какой ситуации он находится, и пытается всеми способами убежать от настоящей жизни, придумывая в своей голове улучшенный вариант этого мира. Пример такого поведения – Катерина Ивановна Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание». Эта несчастная женщина пытается убежать от настоящего в прошлое. Туда, где она еще была дочкой любящих ее родителей, закончившей дворянский институт с золотой медалью и танцевавшей на балу при губернаторе. В своих мысленных «скитаниях» она ищет ответ, почему все изменилось и вдруг ее прошлое еще существует в настоящем, а жизнь в нищете и в болезни — это какой-то страшный сон.


Катерина из «Грозы» Островского хотела бы уйти от реальности и пытается это сделать на протяжение всей пьесы. Она, например, говорит, что хочет научиться летать, как птица. Мечты для Катерины – своеобразное лекарство от тяжелой жизни в «темном царстве». Однако жестокое патриархальное общество города Калинова не дает ей убежать от ужасающей реальности и постоянно напоминает, где ее место в жизни этого общества. Этого социального гнета она не выдерживает и выбирает смерть, что тоже является уходом от реальности, но гораздо более плачевным.

Бегство от реальности может провоцироваться и страхом. Например, герой сказки Лескова «Премудрый пескарь» ограничил свою реальность стенками своего убежища и всю жизнь жил в страхе, убегал от реальности, мечтая о безопасности, а по итогу прожил жизнь бесполезно, незаметно и скучно. Не убегал, но ограничивал свою и не только реальность герой рассказа Чехова «Человек в футляре». Он «упаковал» свою жизнь в чехол, сделал ее какой-то искусственной и ненастоящей, что вытекло в скучную, непримечательную жизнь, обременяющую существование окружающих.

Еще уход от реальности может быть следствием взгляда на жизнь через «розовые очки», которые человек сам для себя создал. Это так называемые неоправданные ожидания. Ситуация, когда ты долгое время чего-то ждешь, мечтаешь о чем-то, а потом разочаровываешься из-за того, что мир не такой, какой ты его сам себе представил. Такая ситуация произошла с господином из Сан-Франциско из рассказа Бунина. Всю жизнь он работал, мечтая об этом единственном отдыхе и планируя свое путешествие, а на деле вышло совсем не так, как он этого ожидал.


Таким образом, причин на то, чтобы люди бежали от реальности, множество, но исход из этого редко бывает положительным, поэтому жить нужно здесь и сейчас, преобразовывая свои фантазии в реальные цели и добиваясь их.

Источник: zen.yandex.ru

Как литературные герои переживают отрыв от реальности?

Анна ЧайниковаТекст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Pikabu

Комментарий ФИПИ

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.


Словарная работа

МЕЧТА

1. Что-либо воображаемое, мысленно представляемое и очень желаемое; предмет желаний, стремлений. 2. Мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего. 3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое. (Толковый словарь Ефремовой)

РЕАЛЬНОСТЬ

1. Материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 2. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания.  3. Существующее в действительности положение дел. 4. Осуществимость, выполнимость чего-либо.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Роль мечты в жизни человека (мечта и смысл жизни; обязательно ли иметь мечту; что случится, если человек ее лишится)
  • Влияние мечты на человека (возвышает человека, созидает его или разрушает, подчиняет себе жизнь)
  • Отношение человека к мечте (следует ей/предает; может ли мечта поменяться со временем)
  • Столкновение мечты с реальностью (опровержение мечты жизнью; реальность, формирующая мечту)

Мечта — это всегда что-то труднодостижимое (или недостижимое), важное и желанное для человека. Цель и мечта в некоторой степени близки, но не стоит их путать, это различные понятия. Мечту отличает отрыв от реальности, мечтать можно о чем-то недоступном, а цель всегда реальна, конкретна и достижима. От желания и потребности мечту будет отличать высокая ценность желаемого и участие воображения в создании его образа.



Мечта — это всегда наиболее ценное желание, поэтому оно приближается к понятию идеала.


Поскольку мечта имеет высокую ценность, по ней можно судить о мировоззрении ее обладателя, ведь в ней воплощены его жизненные ценности. Отсутствие мечты или неспособность мечтать будет отмечать человека практичного, сухого, приверженца логики и факта.

Мечта имеет огромное значение в развитии науки и искусства, ведь сначала она появляется в голове безумца и мечтателя, а только потом кто-то, воплотив ее в жизнь, совершает научное открытие, создает что-то новое, доселе невиданное. «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», – говорил Жюль Верн. Таким образом мечта может создавать реальность, будущее. При этом мечта может стать и своеобразным инструментом ухода от реальности, погружая человека в мир грез и фантазий, где он живет, как художник Пискарев, герой повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Порой происходит столкновение мечты и реальности, когда мечта корректируется жизнью или вовсе разбивается ею. Так происходит с князем Андреем, героем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Разочаровавшемуся в людях, пресытившемуся светской суетой Андрею Болконскому кажется, что от тоски парадных залов его может спасти только поле брани, дым пушечных залпов и отчаянные атаки на врага. Князь Андрей мечтает о славе, подобной славе своего кумира, Наполеона, он уверен, что ему тоже уготован судьбой свой Тулон, который вознесет его над людьми.


Накануне Аустерлицкого сражения Болконскому представляется «та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он»: пока вокруг царит неразбериха, главнокомандующие пребывают в замешательстве, он один сохраняет хладнокровие и твердость, отдает распоряжения, ведет свою дивизию в атаку и в одиночку одерживает победу. Жажда славы поглощает все существо князя Андрея: «…хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими <…> я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…». Ради осуществления этой мечты герой готов отдать все: ни самые близкие люди, ни собственная жизнь не имеют для него такой ценности, как мечта о славе. Погоня за мечтой становится для него смыслом жизни, ведь именно ради славы он идет на войну, оставляет дома старика отца, беременную жену и сестру.


Получив тяжелое ранение в бою и глядя в высокое небо Аустерлица, князь Андрей понимает, насколько неверной оказалась его мечта о славе и людской любви. Увидев на поле боя Наполеона, перед которым он преклонялся, Болконский понимает, как ничтожен его кумир «с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Как мелки и незначительны оказались его мечты о славе, «да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызвали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти». Сама жизнь заставляет Андрея Болконского осознать ложность его устремлений. На пороге смерти ему так ясно видно, что жить следует не для славы и любви миллионов, а ради простого людского счастья – «тихой жизни и спокойного семейного счастия в Лысых Горах». Именно о возвращении к семье, близким и дорогим людям, искренне любящим его, мечтает князь Андрей, истекая кровью на Праценской горе.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. (В. Гюго)
  • Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. (К. Г. Паустовский)

  • Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. (А. Франс) 
  • Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь. (В. Гюго)
  • Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. (А. Франс)
  • Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем. (К. Г. Паустовский)
  • Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда. (А. Н. Крылов)
  • Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни; гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву. (Д. И. Писарев)
  • Мечта нередко приводит к отвержению установленных свыше законов, к отрицанию высшей справедливости, царящей в мире, т.е. к Богоборчеству <…> мечтательность приводит человека к пошлости и отвратительной бессмысленности жизни. (Н. В. Гоголь)

Примерные формулировки темы

  • Чем отличается мечта от цели?

  • Чем желание отличается от мечты? 
  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
  • Может ли реальность порождать мечту?
  • Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
  • Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  • Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
  • Всегда ли исполнение мечты делает человека счастливым?
  • Все ли мечты должны сбываться?
  • Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
  • Согласны ли вы с Д. И. Писаревым в том, что «гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь»?
  • Почему мечты не всегда становятся реальностью?
  • Нужно ли быть верным своей мечте?
  • Почему люди предают мечту?
  • Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
  • Когда реальность разрушает мечту?

Источник: godliteratury.ru

 

Примерные темы для подготовки к итоговому сочинению 2018-2019 учебного года по направлению «Мечта и реальность»

 

  1. Почему важно мечтать?
  2. Куда приводят мечты?
  3. В чем разница между мечтой и фантазией?
  4. Согласны ли Вы со словами К.Г. Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего»?
  5. Как зарождается мечта?
  6. Согласны ли Вы со словами Д. Митчелла: «Намного легче похоронить действительность, чем избавиться от грёз».
  7. Что происходит при столкновении мечты с реальностью?
  8. Как мечта влияет на человека?
  9. Можно ли судить о человеке по его мечте?
  10. Может ли реальность разрушить мечту?
  11. Как вы понимаете слова С.Т. Конёнкова: «Мечта всегда крылата — она обгоняет время»?
  12. Какие мечты можно назвать «недостижимыми»?
  13. Что означает словосочетание «великая мечта»?
  14. Согласны ли Вы со словами С. Лукьяненко: «Может, это и к лучшему, что мы так быстро забываем детские мечты. Иначе не все нашли бы в себе силы жить»?
  15. Чем отличается великая мечта от мелкой?
  16. В чем разница между мечтой и целью?
  17. Согласны ли вы с утверждением Гюго: «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям»?
  18. Как связаны понятия «мечта» и «желание»?
  19. Какова роль мечты в жизни человека?
  20. Образ мечтателя в русской литературе?
  21. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Мечтам и годам нет возврата».
  22. Всегда ли мечта становится реальностью?
  23. Что означает словосочетание «витать в облаках»?
  24. Мечтают ли реалисты?
  25. Какого человека можно назвать «мечтателем»?
  26. Может ли реальность порождать мечту?
  27. Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
  28. Как мечты меняют мир науки, искусства?
  29. Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
  30. Для чего нужны мечты?
  31. Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?
  32. О чем мечтают герои русской литературы?
  33. Образ мечтателя в творчестве Достоевского.
  34. Столкновение мечты и действительности в пьесе Горького «На дне»?
  35. Согласны ли Вы со словами Бальзака: «Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком»?
  36. Почему людей привлекает «виртуальная реальность»?
  37. В чем разница между мечтателями и реалистами?
  38. Кого можно назвать обывателем?
  39. Как вы понимаете устойчивое словосочетание «голубая мечта»?
  40. Стоит ли человеку мечтать о неосуществимом?
  41. Что значит «жить в мире грез»?
  42. Как Вы думаете, почему, по мнению Джерома «величайшим гениям человечества никогда не удавалось воплотить в действительность свои идеалы»?
  43. Чем опасен отрыв от реальности?
  44. Как наличие/отсутствие мечты влияет на человека?
  45. Мечта как ориентир человеческой деятельности.
  46. Как мечты ребенка отличаются от мечты взрослого?
  47. Согласны ли Вы с Писаревым в том, что «гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь»?
  48. Как меняются ли мечты с возрастом?
  49. Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?
  50. Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?
  51. Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
  52. Может ли осуществление мечты принести разочарование?
  53. Может ли целеустремленный человек мечтать?
  54. Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
  55. Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  56. Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
  57. Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
  58. Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
  59. Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
  60. Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
  61. Согласны ли Вы с высказыванием В.Я. Брюсова: «Вечен только мир мечты»
  62. Как вы понимаете слова Торо: «Мечты — это краеугольные камни нашего характера»
  63. Как вы понимаете слова Бисмарка: «Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются»?
  64. Согласны ли Вы, что «будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты»?
  65. Согласны ли Вы с высказыванием А. Гумбольдта: «В горе, в несчастии утешают себя мечтами»?
  66. Возможна ли гармония между мечтой и реальностью
  67. Раскройте содержание высказывания: «Воздушные замки рушатся от взгляда в упор».
  68. Согласны ли Вы с высказыванием: «Реальность подобна погоде – никто не может ее изменить, кроме нее самой».
  69. Что происходит с человеком, разучившимся мечтать?
  70. Раскройте содержание высказывания: «Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за нашим окном».
  71. Согласны ли Вы со словами: «Мечты выгодно отличаются от реальности роскошью невоплощения»?
  72. Согласны ли Вы с утверждением Ж. Верна: «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь»
  73. Согласны ли Вы, что все мечты «рассыпаются в прах, соприкоснувшись с действительностью»?
  74. Можно ли пойти на компромисс, когда дело касается твоей мечты?
  75. В чем причины того, что не все мечты осуществляются?
  76. Кто такие «маниловы»?
  77. Как Вы понимаете слова: «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность»?
  78. Раскройте смысл высказывания Б.Шоу: «Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась».
  79. Нужно ли трудиться для осуществления своей мечты?
  80. Согласны ли Вы с К. Льюисом: «Во всяком человеческом деле есть переход от мечтаний к действительности»?
  81. Можно ли утверждать, что «легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются»?
  82. Как вы понимаете высказывание: «Лучше воевать за исполнение своей мечты и в войне этой проиграть несколько сражений, чем быть разгромленным и при этом даже не знать, за что же ты сражался»?
  83. В чем разница между «мечтателем» и тем, кто «витает в облаках»?
  84. Согласны ли Вы с утверждением Моэма: «Мечты — не уход от действительности, а средство приблизиться к ней»?
  85. Согласны ли Вы с тем, что «мечты, которые сбываются, — не мечты, а планы».
  86. Согласны ли Вы с тем, что «опасно не отличать ту действительность, в которой мы живем, от той, в которой мыслим»?
  87. Согласны ли Вы с тем, что стоит бояться не мечты, а тех, кто не мечтает?
  88. Как Вы понимаете слова В.Гюго: «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь»?
  89. Раскройте смысл высказывания: «Рыбе, живущей в аквариуме, снится океан».
  90. Часть нас вырастает, но так и не перестает верить в прекрасные сказки, независимо от того, насколько жестока и мрачна действительность. Поразмышляйте над этим словами.
  91. Согласны ли Вы с утверждением: «Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей. Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет»
  92. Согласны ли Вы, что действительность порой «творит настоящие чудеса» (В. Гюго)
  93. Как Вы понимаете смысл высказывания Э. Хайне: «Человек должен мечтать, иначе он утратит разум»?
  94. Может ли разбитая мечта сделать человека несчастным?
  95. Согласны ли Вы с Писаревым в том, что «шутить с мечтой» опасны?
  96. Что значит «принести мечту в жертву» чему-либо?
  97. Может ли человек разучиться мечтать?
  98. Как Вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути».
  99. Верно ли утверждение, что «мечты сближают людей»?
  100. Каких людей называют «донкихотами»?

Источник: ege-helper.ru


Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.